Ученые: человек отличается от обезьян меньшей изменчивостью генома

Наличие у человека механизмов подавления чрезмерной генетический изменчивости может объяснить, почему он так сильно отличается от своих ближайших «родственников» — шимпанзе и бонобо — при сходстве почти 98% генома, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

Фред Гэдж (Fred Gage) из Института биологических исследований Салка в Сан-Диего (США) и его коллеги перепрограммировали клетки тканей двух бонобо, двух шимпанзе и четырех человек в стволовые.

Это дало им возможность сравнить не только генетические наборы этих видов, но их активность генов.

Ученые обнаружили, что

уровни активности большей части генов у человека и обезьян совпадают, однако нашли и 1376 генов, которые были более активны у людей, чем у обезьян. Среди них ученые выделили 50 наиболее активных и обнаружили, что два из них — A3B и PIWIL2 — участвуют в ограничении деятельности генетической последовательности LINE-1.

LINE-1 не кодирует белки организма, однако обладает способностью копировать сама себя и встраивать новые копии в разные участки генома.

Раньше такие участки ДНК считались простым балластом в геноме человека и назывались «мусорной ДНК», однако в последние годы ученые все больше интересуются их функциями.

Встраиваясь в разные участки ДНК LINE-1 может менять работу генов, из-за чего ее слишком высокая активность может быть губительна для организма. Поэтому в нем существуют механизмы контроля активности LINE-1. Так, ген A3B кодирует фермент, который ограничивает способность LINE-1 «путешествовать» по геному, а PIWIL2 — часть механизма, отвечающего за «выключение» активности LINE-1.

Сравнив количество включений LINE-1 в геномах человека и обезьян, ученые увидели, что

у животных LINE-1 действительно активнее распространяется по геному.

«Разная степень активности LINE-1 может приводить к существенным изменениям в структуре и функциях генома и, возможно, влиять на приспособленность (организма)», — заключают ученые в своей статье.