Спином атома можно управлять посредством его измерения

..И это проливает свет на особенности измерения квантовых состояний в системах атом — фотон.

Принцип суперпозиции впервые был продемонстрирован Отто Штерном и Вальтером Герлахом, наблюдавшими феномен спина в атомах серебра. Суперпозиция сводится к реализации двух взаимоисключающих состояний, одновременное проявление которых невозможно. Спин — собственный момент импульса элементарных частиц — в состоянии суперпозиции «указывает» более чем в одном направлении, причём одновременно. Очень грубой аналогией может стать компас, глядящий одномоментно и на север, и на юг.

Рои Озери (Roee Ozeri) с коллегами по Институту Вейцмана в Реховоте (Израиль) исследовали коллапс спина в атомах с помощью измерения параметров рассеиваемых атомом фотонов.

Согласно полученным результатам, направление, которое фотон получит, покидая облучаемый лазером атом, зависит от направления, которое спин имел в момент коллапса суперпозиции.

5-11_600.jpg Рис. 1. В зависимости от поляризации фотона все спины атомов коллапсируют в одно из двух состояний, однако до измерения они находятся в обоих состояниях одновременно. (Здесь и ниже иллюстрации Roee Ozeri et al.)

Затем исследователи измерили поляризацию излученного фотона и обнаружили, что наблюдаемая поляризация предопределяет влияние измерения на спин атома в рамках эксперимента.

Теоретически это должно означать, что наблюдатель может повлиять на коллапс суперпозиции просто настройкой ориентации его, наблюдателя, аппарата, измеряющего поляризацию рассеянных такими атомами фотонов.

5-2_2.jpg Рис. 2. Схема экспериментальной установки.

Такое «действие на расстоянии» было бы невозможно, если бы между спином исследуемого атома и излучаемыми им при измерении фотонами не существовало квантовой запутанности. Иными словами, даже после того, как фотоны и атомы разделились, поляризация фотонов сохраняет прямое влияние на спин атома и её изменение моментально корректирует спин.

Эксперимент позволяет углубить наше понимание процессов измерения в квантовых системах и показывает возможность воздействия измерением на состояния, коллапс которых закончился ещё до собственно измерения.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Science.

2. Институт Вейцмана в Реховоте