Сочетание двух мутаций увеличивает продолжительность жизни червей в 5 раз

-->

Каковы пределы продолжительности жизни? Новое исследование на простых животных показало, что сочетание нескольких мутаций может привести к ее радикальному увеличению. Ученые из Исследовательского института старения Бака (Buck Institute for Research on Aging) провели ряд экспериментов на круглых червях C. elegans с мутациями в двух молекулярных путях, известных своим влиянием на продолжительность жизни, и сообщают о ее синергическом пятикратном увеличении. Исследование, опубликованное на сайте журнала Cell Reports, предполагает возможность комбинированной терапии старения и связанных с ним болезней.

1_2.jpeg

Изученные американскими учеными мутации ингибируют ключевые молекулы, участвующие в сигналинге инсулина и сигнальном пути TOR (target of rapamycin). По словам руководителя исследования Панкай Капахи (Pankaj Kapahi), PhD, у червей одиночные мутации в пути TOR (в данном случае RSKS-1), как правило, приводят к увеличению продолжительности жизни на 30 процентов, в то время как мутации в сигналинге инсулина (Daf-2) часто приводят к ее удвоению. Сложенные вместе эти эффекты, казалось бы, должны предполагать увеличение продолжительности жизни на 130 процентов.

«Вместо этого мы видим синергическое увеличение продолжительности жизни в пять раз», – говорит доктор Капахи. «Эти две мутации устанавливают положительную обратную связь в определенных тканях, что увеличивает продолжительность жизни. Фактически, по человеческим меркам такие черви живут 400–500 лет».

По мнению Капахи, эти данные указывают на возможность использования комбинированной терапии старения, подобной той, которая применяется для лечения рака и ВИЧ.

«Сначала ученые-онкологи фокусировали свое внимание на мутациях в отдельных генах, но потом стало ясно, что этим патологическим процессом движут различные мутации в целом классе генов», – продолжает ученый. «То же самое, вероятно, происходит и в процессе старения».

Это исследование может дать объяснение, почему ученые с таким большим трудом выявляют отдельные гены, ответственные за большую продолжительность жизни долгожителей.

«Вполне вероятно, в том, что эти счастливчики не болеют и живут так долго, решающее значение имеют межгенные взаимодействия», – предполагает Капихи.

Ведущий автор исследования Ди Чэнь, (Di Chen), PhD, объясняет, что положительная обратная связь (DAF-16 через комплекс AMPK) образуется в ткани зародышевой линии червей – последовательности репродуктивных клеток, передаваемых следующим поколениям.

«Зародышевая линия была ключевой тканью для синергического увеличения продолжительности жизни, и, возможно, именно там происходит интеграция взаимодействий между двумя этими мутациями», – говорит доктор Чэнь. «Это открытие окажет влияние на поиски подобной синергии между этими двумя путями у более сложных организмов».

В идеале, считает доктор Капахи, их исследование должно быть продолжено на мышах. Так ученые сумеют узнать, распространяется ли эта увеличивающая продолжительность жизни синергия на млекопитающих.

«Идея заключается в том, чтобы изучить действие препарата рапамицин – известного своей способностью ингибировать путь TOR – на генетически модифицированных мышей с подавленным сигналингом инсулина».

Оригинальная статья