Шизофрению можно диагностировать по обонятельным нейронам

Нейроны обонятельного эпителия у больных шизофренией содержат большое количество определённой микрорегуляторной РНК, которую можно использовать для объективной и надёжной диагностики заболевания.

С шизофренией всё ясно становится тогда, когда в психике человека появляются явные отклонения от нормы. Однако многие учёные убеждены, что эта болезнь сопровождается определёнными молекулярно-биохимическими изменениями в нервной системе, то есть, зная о них, можно было бы раньше и диагноз поставить, и лечение начать.

Но до сих пор молекулярные изменения в нейронах при шизофрении можно было видеть лишь после смерти больного, когда представлялась возможность исследовать его мозг.

4_1.jpg Рис. 1. Нейроны обонятельного эпителия млекопитающих (фото Dr. Richard Kessel & Dr. Randy Kardon / Tissues & Organs.

Учёные из Тель-Авивского университета (Израиль) на страницах журнала Neurobiology of Disease предлагают до смешного простой метод диагностики шизофрении. Они сравнили обонятельные нейроны из верхней части носа у здоровых людей и шизофреников. В итоге выяснилось, что нейроны у тех и других различаются по микрорегуляторным РНК (микроРНК): уровень одной из них у больных шизофренией был сильно повышен. МикроРНК играют колоссальную роль в регуляции генетической активности, и в ближайшем будущем исследователи намереваются выяснить, какую сторону жизни нейрона контролирует обнаруженная «шизофреническая» микроРНК.

Материал для такого анализа можно получить с помощью простой процедуры, которую проводят под местным наркозом: ни о какой глубокой биопсии мозга речи не идёт. Сам анализ спектра микроРНК не занимает много времени, а кроме того, эти данные более надёжны и непротиворечивы, чем результаты обычных методов диагностики, основанные на беседах с больными и их родственниками.

Правда, пока не очень ясно, о чём говорит избыток этой микроРНК в нейронах: то ли о том, что болезнь лишь начинается, то ли — что она уже в самом разгаре. И, наконец, вряд ли эта микроРНК отвечает за всё, что происходит при шизофрении: у этого расстройства чрезвычайно сложные симптомы и, по-видимому, происхождение, оттого приписать их одной-единственной молекулярной аномалии не получится.

1. American Friends of Tel Aviv University