Счетной палате доверят оценить перспективность госпроектов

Кремль разрабатывает поправки к закону, который наделит аудиторов Счетной палаты правом вето на выделение средств госкорпорациям, госкомпаниям и госфондам. В администрации президента решили дать Счетной палате новые полномочия. Теперь ее аудиторы будут оценивать перспективность и рентабельность проектов, на которые госкорпорации, госкомпании и госфонды просят бюджетные деньги. Соответствующие поправки разрабатываются к закону «О Счетной палате».

До сих пор аудиторы Счетной палаты могли лишь исследовать расходование уже выделенных государственных дотаций в различных учреждениях. Но после серии громких коррупционных скандалов, когда Счетной палате удалось выявить крупные хищения госсредств в «Рособоронсервисе» и в фонде «Сколково», в Кремле решили фактически дать аудиторам возможность влиять на принятие решений о госфинансировании проектов.

«Без одобрения Счетной палаты никто не получит финансирование под новые стартапы», — говорит источник из Счетной палаты.

Ранее аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин заявил, что новый закон «О Счетной палате» уже предполагает некоторое расширение полномочий.

«У нас появляется некий аудит эффективности, стратегический аудит, а не просто финансовый. Раньше за Счетной палатой это не было законодательно закреплено», — сообщил аудитор. В Счетной палате подтвердили что подобные поправки разрабатываются, однако они являются инициативой главы контрольно-ревизионного ведомства Сергея Степашина.

Аудиторы смогут на начальном этапе отсматривать бизнес-план и определять по критериям эффективности, стоит ли запускать новый проект, будь то Сколково или какой другой. После отзыва Счетной палаты проект может стартовать. Необходимые изменения будут внесены в закон «О Счетной палате».

В настоящий момент ни одно ведомство не занимается оценкой рентабельности госпроектов до их запуска. Министерство финансов имеет право отказать в выделении средств только в случае, если в бюджете не предусмотрены дополнительные траты. В результате неоднократно происходили ситуации, когда проект, под который были выделены госсредства, оказывался невыгодным и его в срочном порядке пытались усовершенствовать, что зачастую влекло за собой рост госрасходов. Так, например, случилось с одним из проектов РОСНАНО, который предполагал выпуск солнечных модулей. Продукция оказалась невостребованной, и корпорация решила заняться строительством солнечных электростанций (СЭС). В итоге стоимость проекта выросла в 4,5 раза — с 20 млрд. до 90 млрд. рублей.

Член комитета по бюджету и налогам Евгений Федоров («Единая Россия») поддерживает решение усилить контрольные функции Счетной палаты, но предостерегает ведомство от излишней ретивости при принятии решения о будущем того или иного проекта.

«Не стоит забывать, что в бизнесе всегда есть понятие «риски», то есть часть вложений все равно может прогореть, так что не стоит оценивать проекты «в лоб», — советует парламентарий. — И, думаю, Счетной палате придется усилить свой кадровый состав новыми специалистами».

Председатель Ассоциации адвокатов России, специализирующийся на коррупционных делах, Евгений Архипов назвал Счетную палату «одним из немногих действительно работающих госорганов» и выразил уверенность, что аудиторам удастся сохранить госбюджет, который в настоящий момент часто расходуется на ненужные цели.

«Расширение полномочий аудиторов — очень здравое решение. К сожалению, зачастую проекты, под которые выделяются госсредства, призваны просто освоить деньги, но никакой необходимости в них нет. Да и рентабельными они оказываются далеко не всегда», — считает Архипов.

Счетные палаты некоторых западных стран уже имеют полномочия по анализу инвестиционных проектов государства, говорит заместитель заведующего кафедрой государственных финансов Высшей школы экономики Дмитрий Камнев.

«Не везде эти органы называются счетными палатами, но в целом контрольно-ревизионные органы Франции и США обладают функциями, которыми теперь хотят наделить и российских аудиторов», — пояснил эксперт.

Заместитель генерального директора Центра политической информации Анна Лунева считает, что, несмотря на новые полномочия, которые получат аудиторы, расследования Счетной палаты будут малоэффективны.

«Пока нет обязательности рассмотрения правоохранительными органами отчетов Счетной палаты, расширение функционала аудиторов бессмысленно. Проверки проводятся точечно, а до уголовного расследования доводятся единицы случаев, и то только по указанию президента. Нет работающей системы: расследование Счетной палаты — расследование правоохранителей», — пояснила политолог.

Пока неясно, когда российская Счетная палата сможет воспользоваться своими новыми полномочиями. В начале апреля президент Владимир Путин уже подписал обновленный закон об этом ведомстве. Теперь же Кремлю предстоит усовершенствовать его, после чего поправки будут рассмотрены в Госдуме. Учитывая, что весенняя сессия нижней палаты парламента завершится уже через месяц, скорее всего, парламентарии обсудят расширение полномочий аудиторов только осенью.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 1 (1 vote)
Источник(и):

Юлия Цой, Анастасия Кашеварова, Известия

НОР