RFID-метки на авто: про и контра

Машину и ее владельца можно будет распознать с помощью радиометки

В Министерстве внутренних дел предложили оснащать все автомобили микрочипами для того, чтобы машину и ее автовладельца можно было распознать даже в том случае, когда невозможно прочитать номер. Производители таких радиометок говорят о том, что это выйдет недешево, а специалисты уверены, что контролировать автомобилистов будет непросто. Эта инициатива уже направлена на рассмотрение в кабинет министров.

«Эффективнее закреплять метку не на номере, а в самом автомобиле, под лобовым стеклом. Сейчас в РФ зарегистрировано 52 млн. машин, ежегодно новые номера получают 1–2 млн. автовладельцев. Прежде чем все автомобили будут оснащены метками, пройдет много времени», – сказали газете «Коммерсант» в МВД.

Там считают, что «стикер с антенной на лобовом стекле» обойдется гораздо дешевле. Также рассматривается вариант выдавать эту «метку» при оформлении полиса ОСАГО и сделать пункт о размещении радиометки обязательным для всех автомобилистов при оформлении страховки.

Инициатива приклеивать стикер уже сыскала поддержку.

«Прежде всего значительно меньшая стоимость: от 15 до 60 руб. против 120–300 руб. за «железную» метку. Монтаж метки на стекло гораздо проще: наклейка крепится на внутренней стороне, кроме того, она не обязана быть вандало- и виброустойчивой. Активная метка на лобовом стекле может питаться от встроенной солнечной батареи», – заявила изданию вице-президент НП «Содействие микроэлектронной промышленности» Карина Абагян. Она также отметила, что для реализации проекта понадобятся «десятки миллионов рублей». Также придется потрудиться, потому что будут необходимы считыватели меток на камерах фотофиксации, ридеры на постах ГИБДД и новая информационная система.

Однако заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов отметил, что такая инициатива может не прижиться в России. Он напомнил, как вначале 2000-х водители приклеивали стикер, которые свидетельствовали о наличии полиса, но это быстро отменили.

«ГИБДД проверяла только полисы, а не стикеры, в итоге их отменили. Не исключаю, что радиометки ждет такая же судьба», – отметил Иванов.

Ранее, в августе 2013 года, премьер-министр Дмитрий Медведев поручил МВД разработать микрочипы с технологией радиочастотной идентификации (RFID) для автомобильных номеров. Речь шла о маркировке всех номеров специальными микросхемами. Они будут по запросу передавать записанный на них уникальный код через радиосигнал считывающему устройству. Некоторые типы меток способны хранить дополнительные данные, записывать принятые по радиоканалу данные во внутреннюю память и выполнять с хранимыми данными разнообразные операции.

Полиция предлагает пометить чипами все машины России

МВД выполнило сомнительно попахивающее нанофутуризмом поручение премьер-министра Медведева и официально предложило оснастить все российские машины специальными радиометками.

Военизированные подчиненные чем хороши? Какую только ерунду им ни прикажи — все выполнят. Пусть даже по-солдафонски кирзово, но обязательно. Или хотя бы сделают дурашливо-серьезный вид, что пытались.

В конце этого лета, например, закинул кто-то гаджетолюбивому премьеру нашему Медведеву в голову мысль, что неплохо бы поддержать госбюджетно еще и некоторых поставщиков RFID-оборудования. Мол, конкурировать за контракт с каждым супермаркетом надоело уже. Хочется денег много и сразу. И премьер-министр немедленно откликнулся: поручил МВД, Минкомсвязи и Минторгу проработать вопрос превращения всей страны в аналог супермаркета — придумать, как оснастить все госномера автомобилей идентификационными RFID-метками. Таким образом, надо понимать, Дмитрий Медведев, как чуткий руководитель, вник в проблему грязных и нечитаемых номерных знаков.

Напомним, что с RFID-технологией знаком любой, кто хоть раз в жизни спустился, скажем, в московскую подземку. Магнитная карта и турникет при входе на станцию представляют собой стандартную RFID-систему. «Билетик» содержит малюсенький чип с антенной. А желтый кружок на турникете — антенна-ридер. С ее помощью компьютер запрашивает у карточки информацию о количестве оплаченных поездок и записывает на него новую — о списании одной поездки. Аппаратура, применяемая в RFID, может работать в достаточно широком частотном радиодиапазоне: от 135 кГц до 2,45 ГГц. Все зависит от конкретных условий и задач, поскольку дальность считывания может колебаться от нескольких миллиметров, как в случае с карточками на метрополитен, до 100 метров.

И вот, как строго указал любимый руководитель правительства, МВД подготовило свои предложения по внедрению RFID-систем в повседневную автомобильную жизнь. Другими словами, придумало причину для присасывания к «бездонной титьке» госбюджета еще и поставщиков этого добра. Заметим, что когда премьер четыре месяца назад толковал о чипах в номерном знаке, он, видимо, даже не подозревал, что в подведомственном ему МВД уже который месяц готовится новый регламент, по которому номера сможет изготавливать любой лицензированный частник. Которому никто встраивать в государственные регистрационные знаки никакие чипы не даст — мало ли что он там напрограммирует! Именно поэтому МВД придумало присобачивать идентификационные чипы (виртуальные пока еще) на лобовое стекло машины. И отправило свои задумки премьеру. Мол, будет этот электронный дубликат госномера висеть на лобовом стекле каждой из более, чем 50 миллионов российских машин, а специальное оборудование будет считывать с него информацию на расстоянии десятков метров. И выявлять таким образом нарушителей ПДД. И штрафовать, штрафовать, штрафовать их! И ни грязь, ни прилипшие листики, ни защитная пленка не помешают идентифицировать супостата! Полицейская идиллия, не правда ли? А еще немалый профит выйдет для тех, кто будет потом устанавливать по всей стране (!) RFID-ридеры.

На фоне «налогового маневра» властей, вызванного оскудением доходов казны, очень своевременное предложение. Эксперты говорят о десятках и сотнях миллиардов рублей, которые потребуются для создания работающей сети RFID-приемников и системы обработки информации.

Но самое восхитительное в этой истории не это. Ни продвинутый в электронное будущее премьер, ни кирзовые «разработчики» из МВД, видимо, не в курсе, что сама идея RFID-идентификации машин в российских условиях просто обречена стать дорогой, но неработоспособной игрушкой. Хотя бы потому, что любая RFID-метка — устройство достаточно уязвимое с точки зрения помехостойкости. Радикально исказить ее ответ ридеру может даже не особо сильный магнит, находящийся рядом. А еще разработчики любой RFID-системы в обязательном порядке предусматривают в ней программные «черные ходы» — для ее последующего обслуживания и наладки. Поэтому практически со стопроцентной гарантией можно говорить, что найдутся умельцы, которые научатся взламывать код этой премьерско-полицейской нанотехнологической игрушки и «перепрошивать» метки, установленные на машинах автомобилистов, вводя туда неверные данные. Соответственно, штрафы за нарушения ПДД будут идти не нарушителю, а кому-то еще.

Таким образом, уже сейчас ясно, что если правительство решит вводить эту RFID-систему, то деньги, на нее потраченные, будут выброшены на ветер. Хотя нет! На какой ветер?! В карманы совершенно определенных граждан, чьи конторы выиграют (причем обязательно!) все положенные правительственные тендеры и конкурсы…

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3.8 (4 votes)
Источник(и):

НОР