Резидент ОЭЗ предложил построить в Дубне автодорожный мост из композитов

Актуальные проблемы в развитии приоритетных областей научно-технической деятельности, получивших развитие в особой экономической зоне «Дубна», а также вопросы развития российских наукоградов обсуждались на секционных заседаниях 4 октября 2013 года, во второй день работы IV Всероссийской научно-практической конференции «Принципы и механизмы формирования национальной инновационной системы в Российской Федерации».

Секцию по вопросам развития наукоградов вели вице-президент — директор Союза развития наукоградов России Михаил Кузнецов и директор нанотехнологического центра Троицка Виктор Сиднев, экс-мэр этого города и один из самых известных магистров интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?». В центре обсуждения, в соответствии с основной темой конференции по кадровому обеспечению высокотехнологичных компаний, были механизмы привлечения молодых ученых и специалистов для работы в наукоградах и технико-внедренческих особых экономических зонах.

География участников этой секции была самой широкой — от подмосковных наукоградов до алтайского Бийска, от Санкт-Петербурга до волжской Самары. Рассмотрен широкий круг вопросов, в том числе сохранение и развитие культурологической среды наукоградов, целевая образовательная деятельность, решение вопросов по обеспечению молодых специалистов жильем. В работе этой секции участвовали и выступили с сообщениями ответственный секретарь наблюдательного совета ОЭЗ «Дубна» Александр Рац и директор МУП «Дирекция программы развития наукограда Дубна» Евгений Рябов.

Секция «Композиционные материалы: компоненты, технологии, конструкции» уже традиционно была, по сути, своего рода мини-конференцией в рамках большой конференции, с обсуждением актуальной для отрасли проблематики и приглашением ведущих специалистов. Сопредседателями этой секции выступали генеральный директор НПП «АпАТэК», соруководитель Центра науки и образования «Перспективные конструкции, технологии, материалы» Сколковского института науки и технологий профессор Андрей Ушаков и начальник лаборатории Института физики твёрдого тела РАН профессор Сергей Милейко, которого называют патриархом нанокомпозитной отрасли (профессор Милейко известен мировому научному сообществу как специалист в области наномеханики и прочности материалов, является автором 200 научных работ, двух монографий, одна из которых — Metal and Ceramic Based Composites, Elsevier, Amsterdam, 1997 — служит настольной книгой специалистов по композитным материалам, а также обладателем 25 авторских свидетельств и патентов).

Как известно, компания «АпАТэК» в 2003 году построила в Дубне, в семейном парке отдыха, пешеходный мост, первый в серии малых и парковых мостов из композитов. За прошедшие годы эта серия, наряду с пешеходными мостами у железнодорожных платформ, получила развитие: малые мосты из композиционных материалов построены в парковых зонах Москвы, Сочи, Альметьевска, а доклад специалистов НПП «АпАТэК» «Development of Modular Arched Bridge Design» (A.E. Ushakov, S.N.Ozerov, S.V.Dubinsky) был удостоен награды Американского инженерного общества (ASCE) за лучшую инновационную работу в области конструирования.

На прошедшей конференции Сергей Озеров, главный конструктор НТИЦ «АпАТэК — Дубна», резидента ОЭЗ «Дубна», выступил с новым предложением: реализовать на территории особой экономической зоны пилотный проект первого в России автодорожного моста из композитов. К настоящему времени автомобильные мосты из композиционных материалов построены и функционируют в наиболее развитых странах мира — США, Великобритании, Японии.

«Только отсутствие необходимого опыта именно в создании реальных объектов не позволяет внедрять подобную продукцию в России, — считает профессор Андрей Ушаков. — Создав первый в России автодорожный мост, мы покажем, что это можно делать и это очень эффективно».

Конечно, немалое внимание на заседании секции по композитам было уделено новейшей разработке резидента ОЭЗ — вагона-хоппера из композиционных материалов для российских железных дорог: были представлены результаты математического моделирования, прочностные расчеты, анализировались особенности технологии изготовления крыши и кузова вагона, методика их испытаний. Как известно, эта разработка была представлена (и получила высокую оценку специалистов) на промышленной выставке-ярмарке в Ганновере (Hannover Messe 2013) и недавнем IV Международном железнодорожном салоне техники и технологий ЭКСПО 1520 в Щербинке. На вопрос о ее дальнейшей судьбе генеральный директор НПП «АпАТэК» ответил, что компания вместе с заказчиком — научно-производственной корпорацией «Уралвагонзавод» (ее представители участвовали в работе конференции в ОЭЗ «Дубна») работает над подготовкой изделия к серийному производству. Предполагается, что в течение ближайших полутора лет такая работа будет завершена — это очень короткий срок для промышленного освоения новых технологий.

На высоком уровне прошли секционные заседания второго дня в других научно-технических направлениях:

  • по проектированию сложных технических систем;
  • высокопроизводительным средствам хранения, обработки и передачи информации, облачным вычислениям и Большим Данным (Big Data);
  • технологиям и применению трековых мембран;
  • технологиям вакуумного напыления;
  • технологиям сверхпроводимости;
  • нанохимии и функциональным наноструктурам.

Итоги работы секций были подведены на заключительном пленарном заседании конференции, после чего участники конференции обсудили и приняли (в основном) итоговую резолюции, в которой содержится ряд предложению по улучшению кадрового обеспечения высокотехнологичных компаний.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (1 vote)
Источник(и):

Наноцентр «Дубна»

rusnanonet.ru