Проект коллайдера NICA в Дубне привлекает все больший интерес

-->

Ход работ по созданию коллайдера на встречных пучках тяжелых ионов NICA на основе модернизированного сверхпроводящего ускорителя нуклотрона с многоцелевым детектором MPD обсуждался на 38-й сессии программно-консультативного комитета по физики частиц, которая проходит в Объединенном институте ядерных исследований 28–29 января 2013 года. Это один из шести проектов класса мега-сайенс, которые в июле 2011 года были одобрены на выездном заседании в Дубне правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям.

Хотя вопрос о целевой поддержке проекта российским правительством за полтора прошедших года так и не решен, он последовательно развивается и привлекает все большее внимание международного научного сообщества.

Напомним, что основной целью проекта NICA/MPD (Nuclotron-based Ion Collider fAcility/Multi-Purpose Detector), является изучение перехода ядерной материи в кварк-глюонную плазму и смешанной фазы этих состояний, что может дать информацию о первых этапах эволюции Вселенной: теория ее возникновения в результате Большого взрыва предполагает, что именно кварк-глюонная плазма, возникшая и просуществовавшая несколько миллионных долей секунды после взрыва, стала строительным материалом современного мира.

dubna-persone-sorin.jpgПрофессор Александр Сорин

Мы надеемся создать подобные условия в лаборатории, и это является одной из главных задач проекта NICA, – говорит директор центра NICA профессор Александр Сорин.

А как это соотносится с исследованиями на Большом адронном коллайдере (LHC) в ЦЕРН?

Каждый ускорительный комплекс имеет свою задачу, и задача LHC, если говорить об исследовании ядерной материи в экстремальных условиях, исследовать ее в условиях высоких температур и практически нулевой плотности барионного заряда. Задача комплекса NICA – исследование ядерной материи при сравнительно невысоких температурах но при высокой плотности барионного заряда, которая недостижима на LHC. Поэтому эта область и привлекает большой интерес физического сообщества: мы получили на сегодня 98 новых предложений от 170 авторов из 24 стран мира, из 59 научных центров. Они включают как идеи абсолютно новые, которые, условно говоря, возникли «вчера ночью», так и идеи, уже обсуждаемые научным сообществом. Сейчас есть еще три больших проекта с аналогичными задачами, но NICA имеет ряд преимуществ перед ними. Отсюда столь большой международный резонанс, большой интерес к проекту NICA и большая вовлеченность людей с разных континентов в этот процесс.

Что наиболее интересное происходило в реализации проекта в 2012 году? На этот вопрос отвечает заместитель начальника ускорительного отделения Лаборатории физики высоких энергий ОИЯИ Анатолий Сидорин:

Напомню, что у нас есть два больших направления работы – это создание нового оборудования и работа на нуклотроне, которая связана с тестированием создаваемого оборудования и с работой на физику.

С точки зрения создания нового оборудования очень большой объем работ выполнен в 2012 году по источникам ионов, в 2013 планируется начать ввод в эксплуатацию нового линейного тяжелоионного ускорителя, первого такого в России. Изготавливают его в Германии, работы идут более или менее по графику. К концу 2013 года мы должны создать предсерийные образцы магнитов для бустера проекта NICA. Соответственно ведутся работы по созданию элементов коллайдера. Работы по созданию нового линейного ускорителя и бустера ориентированы на получение в 2015 году пучков ионов золота, ускоренных с требуемыми параметрами для проекта «Барионная материя на нуклотроне» и проекта NICA.

С точки зрения эксплуатации нуклотрона, стоит отметить, что лучшие его времена пришлись на начало этого тысячелетия, когда он по параметрам действительно был одним из лидеров в мире в своем секторе физики. Но почти десять лет нуклотрон эксплуатировался без финансирования, и постепенно все системы выходили из строя, давали сбои. К началу его модернизации непроизводительные потери времени были очень высоки, и не было гарантии выполнения физической программы. То, чего мы достигли при модернизации нуклотрона, показывают, в частности, последние два сеанса, которые проводились на нем: прежде всего, непроизводительные потери времени в сеансе сведены до нормальных мировых показателей, это 10 – 20 процентов. Конечно, тут есть еще за что побороться, но и это уже большой успех. И по уровню параметров выведенного пучка мы тоже вернулись к лучшим показателям на нуклотроне. Физики нами довольны.

dubna-persone-kekelidze.jpgДиректор ЛФВЭ ОИЯИ и один из лидеров проекта NICA/MPD профессор Владимир Кекелидзе

Какие работы по сооружению коллайдера уже выполняются?

В завершении технического проекта была задержка, которая связана с двумя причинами. Во-первых, международный комитет советников по детектору рекомендовал для улучшения параметров и для более наполненной физической программы модернизировать параметры MPD. Во-вторых, мы пытались оптимизировать площадь нового здания для уменьшения стоимости его строительства.

В настоящее время технический проект завершен, он подается на госэкспертизу. Независимо от этого был сделан предварительный запрос на проведение тендера в странах-участницах ОИЯИ и получены заявки от их компаний. После того, как технический проект будет сдан на экспертизу, этим компаниям будет предоставлена вся документация для подготовки экономически обоснованного технического предложения на строительство. В 2013 году планируется начать подготовку площадки под строительство, и по завершении тендера начнется само строительство.

ПКК по физике частиц заслушал отчеты по проектам и темам, завершившимся в 2012 году, и предложения об их продлении, а также доклады о научных результатах, полученных группами ОИЯИ в экспериментах на Большом адронном коллайдере в ЦЕРН, и о планах участия в модернизации установок, работающих на LHC и сооруженных с участием ОИЯИ, – ALICE, CMS и ATLAS.

Фото Елены Пузыниной

Новости ОЭЗ «Дубна»

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.3 (3 votes)
Источник(и):

Dubna-oez.ru