Нанотрубки улучшат разрешение томографов

Испано-американская группа физиков научилась использовать углеродные нанотрубки для детекции электростатических сил сверхмалой величины. По словам ученых, новая технология, описание которой опубликовано в журнале Nature Nanotechnology, поможет значительно увеличить разрешение магнитно-резонансных томографов. Краткое содержание статьи изложено в пресс-релизе испанского Института фотонных исследований.

Новый метод основан на наблюдении за колебаниями нанотрубок в условиях слабого электростатического поля.

«Углеродные нанотрубки напоминают гитарные струны, которые вибрируют в ответ на приложение силы » — поясняет один из авторов исследования, Адриан Бахтольд (Adrian Bachtold), — «В нашем случае, однако, речь идет о силах настолько малых, что их можно сравнить с гравитационным притяжением двух людей, находящихся друг от друга на расстоянии 4,5 тысяч километров».

Чувствительность измерения электростатического поля новым методом в 50 раз превышает аналогичные показатели существующих технологий. Потенциально, такой чувствительности может хватить для измерения спинов отдельных атомов. Поскольку измерение спина водорода лежит в основе магнитно-резонансной томографии, новый метод по словам авторов, может «совершить революцию в медицинской визуализации».

Ранее нанотрубки помогли изобрести новый метод изучения и визуализации белков. Отдельные молекулы ферритина закрепляли на нанотрубках и облучали низкоэнергетическими фотонами, получая при этом «голограмму» аминокислотной цепи.