Мишенью препаратов для лечения рака легких может быть сигналинг коллагена

-->

Белок связок и кожи коллаген, самый распространенный протеин человеческого организма, играет исключительно важную роль в качестве триггера химического сигналинга, помогающего защитить организм от рака. Ученым из Научно-исследовательского института рака (The Institute of Cancer Research, ICR), Лондон, удалось идентифицировать ряд химических сигналов, рассылаемых коллагеном, которые, по-видимому, активно противодействуют росту раковых опухолей.

2_1.png Модель кристаллической структуры тройной
спирали коллагена. (Рис. commons.wikimedia.org)

Стимулирование этих сигналов может стать эффективным подходом к лечению раковых опухолей, растущих в богатых коллагеном средах, включая плоскоклеточный рак легких, адресных методов лечения которого в настоящее время не существует.

Результаты исследования позволяют предположить, что при раковых опухолях, в развитии которых важную роль играет взаимодействие с коллагеном, «отключение» этих химических сигналов, на котором основано действие некоторых из препаратов для лечения лейкемии, скорее всего, будет контрпродуктивным.

Британские ученые исследовали роль сигналов, триггером которых является коллаген, на клетках почек человеческих эмбрионов – типе клеток, часто используемом в такого рода исследованиях. Они проанализировали роль белковой молекулы DDR2, передающей сигналы от коллагена в качестве средства поддержания структуры и функции тканей и мутирующей при некоторых формах плоскоклеточного рака легких.

Обработав клетки коллагеном, они установили, что DDR2 отвечает активацией второго белка – SHP-2 – в процессе, который представляется важным для защиты от некоторых видов рака. Но мутантная форма DDR2, присутствующая при некоторых плоскоклеточных раковых опухолях легких, по-видимому, не может передавать сигнал через SHP-2, оставляя ткань уязвимой для роста опухоли.

Эти данные открывают захватывающую возможность разработки первого адресного препарата для лечения плоскоклеточного рака легких, возможно, путем имитации действия SHP-2, позволяющей восстановить нормальный контроль над ростом рака в присутствии коллагена.

«Мы знали, что коллаген способен замедлять рост некоторых типов рака, по-видимому, за счет сохранения структуры тканей, но наше новое исследование впервые показало, как этот эффект развивается при раке легких», – комментирует результаты руководитель группы белковых сетей ICR доктор Пол Хуан (Paul Huang). «Мы проанализировали данные по 428 различным белкам, стимулируемым коллагеном, и выделили один, который, как мы думаем, может играть ключевую роль в защите тканей от рака. Выявление этого молекулярного триггера открывает перспективы разработки адресных препаратов для лечения плоскоклеточного рака легких. Нужно отметить, что мы продемонстрировали и двойственный характер этой важной сигнальной сети. Хотя мы знаем, что она направляет множество клеточных процессов, которые могут способствовать развитию рака – такие как дифференцировка, пролиферация и подвижность – в присутствии коллагена, она, по-видимому, защищает от рака. Это означает, что мы должны лечить рак, развивающийся в богатых коллагеном средах, не так, как рак крови, в частности, лейкемию».

«Выживаемость при раке легких остается крайне низкой, и один из способов поднять ее – это найти новые пути лекарственного таргетинга заболевания. Это новое исследование является ценным по двум причинам – оно показывает захватывающий новый потенциальный путь лечения рака легких, а также причину того, почему некоторые другие подходы, вероятно, окажутся неэффективными», – подводит итог исполнительный директор ICR профессор Алан Эшворт (Alan Ashworth). «С научной точки зрения эти результаты очень интересны, поскольку демонстрируют, как один из наиболее распространенных белков организма человека играет роль не только в формировании структуры тканей, но и в развитии рака».

Оригинальная статья Phosphoproteomics of collagen receptor networks reveals SHP-2 phosphorylation downstream of wild-type DDR2 and its lung cancer mutants опубликована в журнале Biochemical Journal.