Миграцией целой группы клеток у Drosophila melanogaster руководит одна — лидерная клетка

Drosophila melanogaster.

Миграция клеток с целью формирования тканей представляет собой обычное явление в рамках процесса развития организма. Изучение механизмов, лежащих в основе передвижения клеток, важно не только для понимания базовых принципов развития организма, но так же и для получения новой информации, необходимой для исследования процессов, связанных с распространением по организму клеток злокачественных новообразований.

Джорди Касанова (Jordi Casanova, глава лаборатории проблем морфогенеза дрозофил института биомедицинских исследований, Барселона, профессор Испанского национального совета по науке [CSIC]) и Гаёль Либретон (Gaëlle Lebreton, научный сотрудник института биомедицинских исследований) опубликовали результаты проведённой ими научной работы, выполненной с использованием Drosophila melanogaster, посвящённой проблеме миграции клеток, на страницах издания Journal of Cell Science.

Работа учёных показывает, что в

ходе сложного процесса миграции одна клетка может действовать как ведущая (лидерная), «перетаскивая» за собой остальные клетки. Авторы проведённого исследования рассмотрели развитие трахеи у мушек Drosophila in vivo, описали морфологические характеристики ведущих клеток и раскрыли некоторые молекулярные детали того, каким образом данные клетки ведут за собой другие клетки.

«Специалисты, исследующие явление злокачественных новообразований, стремятся узнать, как клетки данных новообразований организуются, чтобы начать мигрировать и создавать новые капилляры, питающие растущую раковую опухоль. Наше исследование предоставляет новую информацию о том, как может возникать процесс ангиогенеза» — говорит Гаёль Либретон. Ангиогенез, процесс формирования новых кровеносных сосудов, — это принципиально важное явление в контексте развития раковых опухолей. Опухолевый ангиогенез можно рассматривать как этап развития новообразования, который указывает на то, что доброкачественная опухоль превращается в злокачественную.

Формирование новых сосудов представляет собой синхронное движение групп клеток. Понимание механизмов движения данных групп клеток создаст новые поводы для исследования ангиогенеза.

В течение семи часов учёные отслеживали движение группы из семи клеток, которые формируют одну из трахеальных ветвей мушек Drosophila melanogaster в первые часы их развития. Лидерной является только одна клетка, несущая рецепторы к фактору роста FGF.

Сигнальная активность FGF стимулирует каскад химических превращений в клетке, ведущий к выработке достаточного количества энергии и её реализации в виде движения клеток.

«Наше исследование уникально, так как мы наблюдали весь процесс in vivo и так же потому, что нам впервые, в условиях эксперимента, удалось увидеть, что единственная клетка может руководить сложным процессом миграции» — говорит профессор Касанова.

Важно отметить, процесс развития трахеи дрозофил аналогичен процессу развития бронхиол человека.

1. Science Daily