Малая молекула может сыграть большую роль в лечении рака

-->

Доктор Цзюн-Мо Ан (Jung-Mo Ahn), адъюнкт-профессор химии Университета штата Техас в Далласе (The University of Texas at Dallas), разработал и синтезировал новое низкомолекулярное соединение, которое может стать грозным оружием в борьбе против рака предстательной железы.

По данным Американского онкологического общества (American Cancer Society), в 2013 году диагноз рак предстательной железы будет поставлен примерно 239 тысячам жителей страны и около 30 тысяч умрут от этого заболевания.

В статье, опубликованной он-лайн в журнале Nature Communications, доктор Ан и его коллеги из Юго-западного медицинского центра (Southwestern Medical Center) UT описывают структуру этой молекулы (пептидомиметика D2), а также лабораторные тесты, подтверждающие ее эффективность в блокировании функции белков – рецепторов андрогенов, – содействующей развитию рака.

1_295.jpg Наложение пептидомиметика D2 (зеленый) на
кристаллическую структуру мотива LXXLL.
(Nature Communications)

Андрогенные рецепторы находятся внутри клеток и имеют сложные поверхности со многими «стыковочными блоками», в которых с ними взаимодействуют различные белки. Каждый такой мотив обладает уникальной структурой, и способная взаимодействовать с ним молекула должна обладать сродством к нему.

Гормоны андрогены, такие как тестостерон, – основные молекулы, связывающиеся с андрогенными рецепторами. Такое связывание приводит в действие цепь событий, которая активирует несколько различных процессов в организме человека, в том числе развитие и сохранение характерных мужских половых признаков.

В поисках нового подхода к лечению рака простаты доктор Ан и его коллеги остановились на блокировании одного из важнейших мотивов на андрогенных рецепторах.

«В процессе роста опухоли активация этого мотива обеспечивает ее тем, что ей необходимо», – объясняет доктор Ан. «На андрогенном рецепторе есть и другие поверхности, которые могут свободно продолжать функционировать, работая с соответствующими им белками. Мы стремились заблокировать только один из видов взаимодействий – тот, который способствует росту рака простаты. Поэтому мы считаем, что наш подход может быть высоко эффективным и обладать меньшим количеством побочных эффектов».

Используя компьютерное моделирование, доктор Ан создал малую спиралевидную молекулу, точно соответствующую карману на андрогенном рецепторе, связанному с развитием рака предстательной железы. В сотрудничество с доктором Ганешом Раджем (Ganesh Raj), адъюнкт-профессором урологии TU и специалистом в области лечения урологических раков, исследователи протестировали это соединение на животных и изолированных тканях человека. Не проявляя заметной токсичности, оно предотвращало взаимодействие андрогенных рецепторов с их белками-партнерами и блокировало рост опухолевых клеток.

«Мы показали, что наша молекула, благодаря высокому сродству, очень плотно связывается с андрогенным рецептором», – говорит Ан. «Кроме того, мы подтвердили, что она ингибирует функцию андрогенов в этих клетках, что является перспективным открытием для разработки лекарственных препаратов. Мы показали, что она действительно работает с помощью этих механизмов и подавляет пролиферацию клеток рака простаты так же эффективно, как и другие соединения, проходящие в настоящее время клинические испытания».

Доктор Ан планирует продолжить свои исследования, чтобы лучше понять, как его малая молекула и близкие к ней соединения работают против рака на молекулярном уровне. До создания потенциального лекарственного препарата предстоит сделать еще очень многое, но, по его словам, «это захватывающее начало».

Оригинальная статья Peptidomimetic targeting of critical androgen receptor–coregulator interactions in prostate cancer