Люди "взяли" у неандертальцев гены, защищающие от ультрафиолета и рака

Жители Восточной Азии ***унаследовали от неандертальцев набор генов, отвечающих за защиту организма от ультрафиолета и подавление роста раковых опухолей, говорится в статье, опубликованной в журнале **Molecular Biology and Evolution.

Неандертальцы и «денисовцы», как и люди, впервые появились в Африке, но ушли в Евразию раньше, чем человек современного типа. Как показали расшифровки геномов неандертальцев и «денисовцев», эти виды скрещивались с людьми современного типа в Евразии и содержание их генов в ДНК современных людей составляет от 1 до 4%. В частности, современные люди получили от них гены, отвечающие за работу иммунной системы.

Ли Цзинь (Li Jin) из Фуданьского университета в Шанхае (Китай) и его коллеги сравнили геном современного человека с геномами неандертальцев и «денисовцев».

Они обнаружили на третьей хромосоме регион, который содержит 18 генов, унаследованных от неандертальцев. Несколько из них отвечают за реакцию организма на ультрафиолетовое излучение типа B, обмен в нем гиалуроновой кислоты и подавление роста раковых опухолей.

Результаты ученых показали, что

этот набор генов закреплялся и дополнялся в геномах жителей Восточной Азии еще до того, как от них отделились коренные американцы 15–20 тысяч лет назад. В Евразии он встречается в геномах 49% японцев и 66% восточных китайцев, а в Европе и Южной Азии появляется лишь иногда в результате современного смешения с выходцами из Восточной Азии.

Эти результаты подтверждают исследования, показавшие, что неандертальцы внесли больший вклад в геномы жителей Восточной Азии, чем в геномы европейцев, отмечают ученые.

Кроме того, участок ДНК, который рассматривали ученые, есть у африканцев, и авторы статьи считают, что он был унаследован жителями Восточной Азии не напрямую от африканских предков, а сначала утерян при исходе из Африки и снова обретен в Евразии при скрещивании с неандертальцами.