Лазерный детектор турбуленции позволит поднять уровень безопасности авиационных перевозок

Для большинства людей, часто путешествующих авиационным транспортом, слово турбуленция означает всего лишь несколько минут беспокойства и неприятных ощущений. Но явление турбуленции не столь безопасно как кажется, его появление обходится авиакомпаниям ежегодно в миллионы долларов, которые тратятся на диагностику и ремонт самолетов. В природе существует несколько видов турбуленции, но самой опасной является турбуленция в чистом воздухе (clear-air turbulence, CAT) из-за ее невидимости и трудности обнаружения. Новая технология дальнего обнаружения CAT-турбуленции с помощью лазеров, которая поможет пилотам изменить курс на более спокойный, разрабатывается и тестируется в настоящее время в рамках европейского проекта DELICAT (Demonstration of LIDAR based CAT detection).

CAT-турбуленция возникает в месте, в котором сталкиваются две воздушные массы, двигающиеся с различной скоростью. Это явление чаще всего происходит на высотах от 7 до 12 тысяч метров, не оставляя никаких внешних признаков, указывающих на присутствие воздушного вихря. Исследователи из Немецкого космического центра DLR, осуществляющие мониторинг климатических изменений, утверждают, что явление CAT-турбуленции станет в будущем еще большей проблемой для самолетов, так как наблюдаемые изменения климата являются причиной увеличения частоты возникновения этого вида турбуленции.

20130810_4_2.jpg Рис. 1.

Для минимизации опасности от явления CAT-турбуленции, специалисты агентства DLR и партнерских организаций разработали устройство, которое сейчас проходит программу летных испытаний, будучи установленным на нескольких самолетах.

Основным инструментом детектора турбуленции является лазерный сканер LIDAR (Light Detection and Ranging). Этот лазер излучает короткие импульсы ультрафиолетового света в направлении движения самолета. Измеряя уровень отраженного молекулами кислорода и азота света, устройство может определить наличие колебаний плотности воздуха на пути движения самолета.

В случае обнаружения критических изменений плотности, система заранее посылает пилотам предупреждающий сигнал о наличии впереди CAT-турбуленции, оставляя им достаточно времени для изменения курса.

20130810_4_3.jpg Рис. 2.

В настоящее время опытные образцы системы DELICAT установлены на борту самолетов Cessna Citation, которые будут летать повсюду по Европе до конца августа этого года. Во время этих испытательных полетов будет производиться анализ собираемых данных об изменениях плотности в воздушных массах. Эти данные будут использоваться не только для демонстрации эффективности работы системы, они будут переданы и станут очень полезны для ученых, изучающих различные атмосферные явления, в том числе и процессы, приводящие к возникновению CAT-турбуленции.

Усилия исследователей, в конечном счете, должны привести к разработке законченной портативной системы обнаружения турбуленции, которая может быть установлена и интегрирована в систему авионики любого самолета, от маленького одномоторного до огромного пассажирского лайнера.

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.5 (68 votes)
Источник(и):

1. gizmag.com

2. dailytechinfo.org