Кокаин укрепляет связи между клетками мозга, формируя зависимость

Употребление кокаина увеличивает у мышей число связей между нейронами в области мозга, отвечающей за обучение, память, планирование и принятие решений, что закрепляет привычки, связанные с употреблением наркотика.

«Известно, что в результате длительного употребления наркотиков у людей нарушаются функции лобной доли мозга, когда дело касается бытовых стимулов или задач, и, наоборот, улучшаются, когда действия или информация связаны с наркотиками. Наше исследование показывает, как мозг наркоманов может закреплять ассоциации, касающиеся наркотиков», — пояснила Линда Уилбрехт (Linda Wilbrecht) из университета Калифорнии в Беркли (США), ведущий автор статьи, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.

Уилбрехт и ее коллеги проводили эксперименты с мышами. В первом ученые кололи кокаин одной группе мышей и физраствор — другой. Затем они изучали клетки мозга животных при помощи двухфотонного лазерного микроскопа.

Оказалось, что уже после первой дозы в лобной доле мышей, которые получали кокаин, увеличивалось количество дендритных шипиков — отростков нервных клеток, необходимых для формирования связей между ними.

Ученые выяснили, что дендритные шипики формировались у мышей уже в течение двух часов после приема наркотика. Более того, на следующее утро эти шипики образовывали почти в четыре раза больше соединений между нейронами, чем у мышей, получавших физраствор.

Далее исследователи неделю вводили мышам кокаин в одной клетке и физраствор — в другой. Клетки отличались по виду, материалу и запаху. Затем они предоставляли мышам выбор между этими клетками. Мыши с наибольшим числом дендритных шипиков чаще выбирали ту, в которой они получали кокакин.

Образование новых связей между нейронами в мозгу фиксирует опыт, который мы получаем ежедневно. Стимулируя формирование новых связей в области мозга, связанной с принятием решений, кокаин может закреплять связанное с употреблением наркотика поведение, считают ученые.