Генетики "воскресили" часть генома 300-тысячелетнего пещерного медведя

Генетики восстановили фрагменты генома древнего медведя, обитавшего в одной из испанских пещер примерно 300 тысяч лет назад, что делает его одним из самых древних существ с «воскрешенной» ДНК, говорится в статье в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В последние 10 лет ученые активно пытаются «воскресить» геномы давно вымерших животных и людей.

Так, за последние годы им удалось восстановить полный геном неандертальцев, весомые части ДНК «денисовцев» и древних лошадей, а также средневековой чумной палочки Yershinia pestis.

Группа генетиков под руководством Сванте Паабо из Института эволюционной антропологии в Лейпциге (Германия) добавила к их числу и давно вымерших медведей Дерингера (Ursus deningeri), близких родственников пещерного медведя, что стало возможным благодаря новой методике извлечения «обрывков» ДНК из костей животного.

Паабо и его коллеги обратили внимание на то, что во время предыдущих «воскрешений» геномов им не приходилось иметь дело с фрагментами, чья длина не превышала 40 нуклеотидов, «букв» ДНК. Данный факт натолкнул их на мысль, что причиной этого может быть то, что системы фильтрации образцов не задерживают их. Авторы статьи попытались поймать эти фрагменты при помощи наночастиц из оксида кремния.

Новая методика оказалась достаточно успешной — генетики смогли извлечь из костей медведя обрывки ДНК длиной в 30–40 нуклеотидов. Благодаря этому точность расшифровки генома несколько повысилась, что позволило им восстановить структуру митохондриальной ДНК, вычислить возраст обладателя костей и прояснить его родственные связи с другими подвидами пещерных медведей.

По словам генетиков,

испанский медведь жил примерно 300 тысяч лет назад, и был близким родственником «классических» пещерных медведей Ursus spaeleus, а также их «кузенов» Ursus ingressus.

По словам ученых, столь почтенный возраст делает его обладателя самым древним животным с «воскрешенным» геномом, чьи останки не были извлечены из вечной мерзлоты.