Биологи выяснили, как мозг защищается от последствий инсульта

Мозг человека и мышей защищается от последствий инсульта при помощи белка гамартина, который заставляет нейроны «съедать» часть себя, получая энергию и кислород, что позволяет им прожить несколько десятков минут без доступа к крови, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

«Нам еще многое предстоит проверить, прежде чем это открытие может быть использовано в клиниках. Тем не менее, мы можем уже сейчас сказать, что у нас впервые появилась стратегия по защите нервных клеток от последствий инсульта. Мы попытаемся создать небольшую молекулу, которая будет так же влиять на клетки, как и гамартин», — заявил Алистэр Бушан (Alastair Buchan) из Оксфордского университета (Великобритания).

Бушан и его коллеги изучали процессы, происходящие в клетках мозга во время инсульта, пытаясь найти способ продлить им жизнь. Ученые обратили внимание на то, что некоторые области мозга, в том часть «центра памяти» — гиппокампа, гораздо меньше страдают от отсутствия доступа к кислороду, чем другие его ткани.

Так, большинство нервных клеток в мозге погибает в первые минуты после начала инсульта, а нейроны в гиппокампе продолжают жить еще несколько десятков минут.

Авторы статьи попытались найти причину этой устойчивости клеток гиппокампа, проследив за изменениями в химическом составе нейронов при наступлении инсульта. Оказалось, что

через мгновения после прекращения доступа к кислороду и питательным веществам клетки начинают выделять большое количество белка гамартина, который обычно используется организмом для защиты мозга от развития раковых опухолей.

В случае с инсультом гамартин действует по-другому: его повышенная концентрация заставляет клетки расщеплять обрывки белков и «съедать» ненужные части клеток, извлекая из них энергию.

По всей видимости, этот процесс помогает им выживать при инсульте — нейроны мышей с «отключенным» геном, отвечающим за производство гамартина, погибали гораздо быстрее, чем нервные клетки нормальных грызунов.