Биологи смогли одним уколом "починить" сердце мышей после инфаркта

Биологи научились восстанавливать работу сердечной мышцы у перенесших инфаркт мышей, вырастив новые кровеносные сосуды прямо в сердце грызунов, эта работа, результаты которой опубликованы в журнале Nature Biotechnology, может помочь создать новые методы лечения сердечно-сосудистых болезней.

По данным ВОЗ, проблемы с сердцем и сосудами — самая распространенная причина смерти в мире.

Так, в 2008 году свыше 17 миллионов людей умерло от инфаркта и других болезней сердечно-сосудистой системы, а к 2030 году число их жертв, по прогнозам, может увеличиться до 23 миллионов.

Группа биологов под руководством Кеннета Чена (Kenneth Chien) из Гарвардского университета (США) и Каролинского института (Швеция) нашла способ восстановить сердечную мышцу у лабораторных мышей, у которых был искусственно вызван инфаркт миокарда. В своей работе ученые использовали синтезированные молекулы рибонуклеиновой кислоты (РНК), кодирующей васкулоэндотелиальный фактор роста А (VEGF-A), который стимулирует рост кровеносных сосудов.

Исследователи с помощью инъекции вводили эту РНК в клетки пораженной инфарктом сердечной мышцы грызунов.

В результате среди мышей, которым РНК вводилась не позже чем через 48 часов после инфаркта, наблюдалась значительная выживаемость по сравнению с контрольной группой. Ученые выяснили, что

VEGF-A стимулировал у мышей развитие находящихся в сердечной ткани стволовых клеток определенного типа. В результате из них выросли новые кровеносные сосуды, доставляющие к миокарду кровь, насыщенную кислородом.

«Это начало использования сердца в качестве "фабрики», «производящей» факторы роста для стволовых клеток«, — отметил Чен. По его мнению, используя такой поход, в будущем можно будет "выращивать» новые сосуды в самом сердце без введения в него извне клеток. Теперь авторы работы хотят проверить методику на других животных. Кроме того, ученые будут искать иные, помимо инъекций, способы доставки молекул РНК к пораженному сердцу, например с помощью катетера.