Биологи превратили стволовые клетки в структуру, похожую на мозг

Американским биологам удалось вырастить из стволовых клеток особую структуру из нейронов и других клеток, напоминающую человеческий мозг по своему устройству, что позволит в ближайшем будущем использовать подобные искусственные «мозги» для изучения работы нашего разума и его расстройств, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature.

За последние два десятилетия биологи научились превращать стволовые клетки во «взрослые» ткани костей, мускулов, кожи и нервной системы. Культуры «стволовых» нейронов могут стать лекарством от болезней Альцгеймера и других нейродегенеративных заболеваний. Для получения таких культур ученые пытаются выделить из стволовых клеток биологически активные молекулы, заставляющие их превращаться в различные типы нервных клеток.

Группа биологов под руководством Мэдлин Ланкастер (Madeline Lancaster) из Института молекулярных биотехнологий Австрийской академии наук в Вене сделала следующий шаг — они превратили культуру из «заготовок» нейронов в некое подобие мозга человека, внутри которого существуют «рабочие» сети из нервных клеток.

Для этого ученые проследили за тем, как развиваются части будущего мозга в зародышах мышей и выделили набор белков и прочих сигнальных молекул, которые «дирижируют» его развитием. Затем ученые нашли аналогичные вещества в культурах эмбриональных и перепрограммированных (iPS) стволовых клеток человека и смогли использовать их для выращивания нервной ткани в специальной трехмерной «матрице».

Полученный ими «органоид» оказался очень похож на мозг человека. Так, он обладал легко отличимой корой, набором из нескольких отделов, похожих на части мозга зародыша или младенца, а также в нем возникали группы из соединенных нейронов, присутствующие в аналогичных регионах мозга человека.

Ученые полагают, что

подобные культуры можно использовать для изучения природы микроцефалии и других генетических нарушений в развитии мозга сегодня, а также механики работы нашего сознания и разума в будущем.

Braintri аватар

Здорово, что американцы добились такого результата! Теперь ученые смогут изучать работу нашего мозга, понимать причины, по которым происходят те или иные расстройства. Сам факт того, что исследования в области клеточной терапии вообще ведутся и открытия свершаются – крайне радует. У нас в семье когда-то случилось горе, сестра родила дочь с ДЦП. Не буду описывать, сколько мы скитались по врачам, скажу лишь, что существенные улучшения пришли только после клеточной терапии. И очень хочется, чтоб эта методика лечения развивалась и дальше, это действительно очень нужно обществу.