Биологи открыли архей, способных дышать "марсианскими" перхлоратами

Биологи выяснили, что один из видов архей умеет «дышать» перхлоратами — соединениями кислорода и хлора, обнаруженными на Марсе и считавшиеся ядовитыми для большинства живых существ, что значительно расширяет круг организмов, теоретически способных существовать на Красной планете, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Перхлораты широко используются в качестве окислителя в пиротехнике и ракетостроении, источника кислорода на космических кораблях, а также как лекарство для лечения гипертиреоза и анемии.

С другой стороны, перхлораты практически не встречаются в живой природе, и на сегодняшний день известны лишь 40 штаммов микробов, способных использовать перхлораты для дыхания. Все эти организмы относятся к небольшой группе бактерий из семейств Proteobacteria и Firmicutes.

Альфонс Стамс (Alfons Stams) из университета Вагенингена (Нидерланды) и его коллеги добавили архей, представителей другого царства живых организмов, к числу любителей перхлоратов. Они выяснили, что

архея Archaeoglobus fulgidus, найденная в море у итальянского острова Вулькано, умеет отщеплять кислород от перхлоратов при высоких температурах.

По словам Стамса и его коллег, Archaeoglobus fulgidus не считалась кандидатом на роль «марсианского микроба» — в ее ДНК отсутствуют гены, отвечающие за производство ферментов-дисмутаз, защищающих клетку от перхлоратов.

Тем не менее, эта архея все же умеет захватывать ионы ClO4- и отщеплять от них кислород. Как полагают ученые, этот организм защищается от повреждений, используя восстановленную внутри него серу в качестве «щита», который мешает перхлорату уничтожать белки и ДНК археи.

Данное открытие значительно расширяет круг живых существ, теоретически способных существовать в почве Марса. Кроме того, подобные организмы могли существовать на Земле в первые эпохи ее жизни.

Их существование могло бы объяснить то, почему атмосфера юной Земли содержала большое количество кислорода, несмотря на отсутствие растений, заключают биологи.