Белковый комплекс, связанный с развитием раковых опухолей, может помочь противостоять развитию рака

Рак лёгкого — одна из основных причин онкологической летальности у мужчин.

Специалисты центра изучения раковых заболеваний Моффитта и института изучения раковых заболеваний Тяньцзиньского медицинского университета совместно с коллегами из китайского госпиталя выявили особенность, которая может лечь в основу создания новых методик лечения пациентов, страдающих от рака лёгких. Учёные обнаружили, что белковый комплекс NF-kB, промотор опухолевого роста, может обладать способностью стимулировать иммунную систему элиминировать опухолевые клетки до того, как они начнут представлять опасность, и способствовать развитию противоопухолевых ответных реакций.

NF-kB контролирует экспрессию генов. Регуляция NF-kB так же играет важную роль в контроле иммунного ответа организма на проникновение инфекции.

Неправильная регуляция NF-kB связана с развитием раковых, воспалительных и аутоиммунных заболеваний, септического шока, вирусной инфекции и нарушений работы иммунной системы.

«Более глубокое понимание того, как опухолевые метаболические пути регулируют противоопухолевый иммунный ответ, может помочь нам создать новые способы повышения эффективности иммунной терапии. В настоящее время готовится запуск клинического испытания, которое позволит определить, может ли особенность, описанная в ходе проведённой научной работы, помочь ввести в практику новые, более эффективные иммунотерапевтические методы лечения» — говорит ведущий автор исследования Эмер Бег (Amer Beg, руководитель программы изучения иммунитета центра Моффитта).

По его словам,

комплексы NF-kB регулируют ключевые гены, вовлечённые в иммунный ответ, воспаление, клеточную смерть и клеточный рост.

Целью исследования, проведённого его лабораторией, является расширение представлений о том, как NF-kB регулирует иммунный ответ, и каким образом последствия нарушенной регуляции ответных реакций иммунитета связаны с развитием болезней.

Авторы проведённого исследования анализировали роль NF-kB в клетках раковых опухолей лёгких, которые были использованы для изучения NF-kB-генной сигнатуры. Исследования, проведённые на лабораторных мышах, показывают, что

NF-kB может принимать участие в отторжении опухолей. В рамках дальнейших научных изысканий были проверены образцы опухолей человека.

«Мы обнаружили, что активность NF-kB в значительной степени связана с инфильтрацией Т-клетками иммунной системы раковой опухоли лёгких. В сигнатуре NF-kB обнаруживаются полимерные гены, которые могут усиливать Т-клеточные ответные реакции» — объясняет Дунг-Тса Чен (Dung-Tsa Chen, соавтор проведённого исследования, сотрудник отделения биостатистики центра Моффитта).

Обнаружение учёных — выявление присутствия большого количества NF-kB в раковых опухолях лёгких расширяет представления о том, как опухолевые метаболические пути регулируют противоопухолевый ответ.

«Присутствие Т-клеток в опухолях может быть ассоциировано с иммунным надзором и большими шансами пациента на выживание» — говорит Эмер Бег. По его словам, иммунная терапия, которая способствует развитию ответных реакций, индуцируемых Т-клетками, направленных против солидных опухолей, весьма многообещающа. «Однако механизмы, индуцирующие развитие устойчивости, и присутствие в опухолевой микросреде подавляющих клеток может снижать чувствительность к иммунотерапии. Полученные нами результаты расширяют представления об интересных с точки зрения практического применения метаболических путях, которые так же протекают в опухолях и могут регулировать противоопухолевые ответные реакции» — поясняет Бег.

Более подробное описание результатов проведённого исследования можно найти в The Journal of Clinical Investigation.

1. Science Daily