Американские физики создали голограмму при помощи "леса" из наноантенн

-->

Александр Килдышев из университета Пардью в Вэст-Лафайетте (США) и его коллеги, Владимир Шалаев и Синцзе Ни, создали одну из самых небольших голограмм в мире, экспериментируя с микроскопическими плазмонными резонаторами.

МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. Американские ученые создали особую «метаповерхность» из множества микроскопических наноантенн, которая искривляет проходящий свет через нее таким образом, что ее можно использовать в качестве основы для голограмм высокого разрешения размером всего в несколько микрон, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

ria-gologramma-nanotubes.jpgМикроскопическая голограмма, изготовленная авторами статьи из университета Пардью, архивное фото. © Фото: Xingjie Ni, Birck Nanotechnology Center

«Если мы смогли "нарисовать» различные буквы, то мы сможем использовать лучи различного типа для считывания и записи информации, или отображения, к примеру, пикселей на 3D-дисплеях. Другой пример потенциального применения этой технологии — передача и обработка данных внутри чипов. Размеры самых маленьких элементов в нашем эксперименте, штрихов внутри букв, составляют всего 1 микрон. Это крайне высокое разрешение", — заявил Александр Килдышев из университета Пардью в Вэст-Лафайетте (США).

Килдышев и его коллеги по университету, Владимир Шалаев и Синцзе Ни, создали одну из самых небольших голограмм в мире, экспериментируя с микроскопическими плазмонными резонаторами. Они представляют собой особые структуры, способные поглощать и испускать энергию в виде световых волн. В последние годы плазмоны активно используются при разработке оптических устройств, в том числе солнечных батарей, абсолютно плоских линз и особой «краски» для печати со сверхвысоким разрешением.

Авторы статьи научились «печатать» сверхтонкие листы из таких резонаторов, похожих по форме на букву V, и при этом точно задавать оптические свойства каждого из них. Это позволяет превратить их в так называемую «метаповерхность» — особый «плоский» материал, способный манипулировать светом на уровне единичных фотонов.

Физики использовали эту технологию для создания сверхмалых голограмм, умещающихся на микроскопической пленке из золота длиной в 100 микрон, чья толщина и ширина меньше, чем у человеческого волоса. Как полагают ученые, их изобретение найдет применение не только в голографии, но и в микроэлектронике и других областях промышленности.

ria.ru