Американские биологи раскрыли генетические корни синдрома Туретта

Американские генетики обнаружили в геноме человека целый набор генов, мутации в которых приводят к развитию неприятных и тяжелых болезней нервной системы — обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР) или синдрома Туретта, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.

«По всей видимости, эти расстройства представляют собой целую "постройку» из нескольких разных генов, чье общее число может составлять несколько сотен для каждого человека, совместное действие которых и является причиной болезни. Мы обнаружили, что большая часть таких генов для ОКР «прячется» на 15 хромосоме, а элементы синдрома Туретта «разбросаны» по всему геному", — заявил Йеремия Шарф из Гарвардского медицинского госпиталя (США).

Шарф и его коллеги раскрыли генетические корни этих болезней, сравнив геномы свыше трех тысяч американцев, страдавших от ОКР или синдрома Туретта, с почти 10 тысячами образцов «виртуальной ДНК» здоровых людей. При этом сравнении они использовали особую методику — так называемый полногеномный комплексный анализ (GCTA), в рамках которого ученые сравнивают геномы как единое целое, а не как набор из отдельных мутаций, так называемых однонуклеотидных полиморфизмов.

Подобный подход позволил ученым выделить несколько сотен участков, мутации в которых были однозначно связаны с развитием синдрома Туретта или обсессивно-компульсивного расстройства.

По их словам,

большое число таких генов позволяет говорить о том, что повышенная уязвимость к ним передается от родителей к ребенку.

«Несмотря на то, что мы подтвердили существование генетической взаимосвязи между этими расстройствами, нам также удалось показать, что мутации, вызывающие их, носят достаточно разный характер. Так, синдром Туретта в основном вызывается в результате редких поломок в генах, а причиной обсессивно-компульсивного расстройства являются достаточно распространенные мутации, чего мы ранее никогда не встречали», — заключает другой автор статьи, Нэнси Кокс из университета Чикаго (США).