В устойчивости рака простаты к гормонотерапии оказались виноваты 16 генов

Структура связывающего домена андрогенного рецептора. Иллюстрация с сайта wikipedia.org.

Специалисты из Кэмбриджского университета, впервые проведя исследования на опухолевых тканях, взятых непосредственно у пациентов, определили генетический механизм, лежащий в основе развития и прогрессирования кастрационно-резистентного рака предстательной железы (КРРПЖ). Оказалось, что в этом процессе задействована группа из 16 генов, ранее не подозревавшихся в причастности к развитию устойчивого к гормонотерапии рака простаты. Работа опубликована 20 декабря в журнале Cancer Cell.

Рак простаты – злокачественное новообразование, возникающее из секреторного эпителия предстательной железы. Как было установлено,

развитию заболевания способствуют мужские половые гормоны, андрогены, прежде всего тестостерон, поэтому стандартная терапия направлена на подавление синтеза андрогенов до минимально возможного уровня. Однако примерно в 10–20 процентах случаев опухоль оказывается резистентной к гормональной терапии и развивается КРРПЖ.

Предыдущие исследования на культивированных клетках in vitro показали, что

разрастание опухоли продолжает провоцироваться андрогенами, несмотря на их очень низкий, кастрационный, уровень в крови, так как находящиеся в ее ткани андрогенные рецепторы, взаимодействующие с гормонами и регулирующие экспрессию отвечающих за пролиферацию клеток предстательной железы генов, сохраняют свою активность. Однако механизм этого процесса был до конца не понятен.

Авторы работы впервые провели исследование не на культивированных опухолевых клетках, а на образцах тканей опухолей, непосредственно взятых как у пациентов с локализованным раком простаты, так и у пациентов с КРРПЖ. Благодаря этому удалось выяснить, что

в КРРПЖ-опухоли содержится вдвое большее количество андрогенных рецепторов, чем думали ранее, что объясняет ее чувствительность даже к минимальному уровню гормонов.

Кроме того, было установлено, что

по мере прогрессирования болезни происходит «переключение» андрогенных рецепторов на другую группу генов, которые и продолжают потенцировать рост опухоли.

Речь идет о пуле, состоящем из 16 генов, об участии которых в таком механизме ранее известно не было. В их число входят гены NOTCH, кодирующий трансмембранный рецепторный белок, MAPK, кодирующий митоген-активированную протеинкиназу, играющую ключевую роль в ангиогенезе – процессе роста новых сосудов, а также гены, ассоциированные с метаболическим стрессом (повышением уровня холестерина в крови и содержания жира в тканях).

По мнению авторов, их открытие имеет очень важное значение для разработки новых методов терапии КРРПЖ, а также дает в руки врачей дополнительные методы для отслеживания стадий прогрессирования заболевания.

1 .medportal.ru