В Госдуме состоялось первое заседание рабочей группы «Инновации в электроэнергетике»

14 ноября состоялось первое заседание рабочей группы «Инновации в электроэнергетике» при Комитете по энергетике Государственной Думы.

В заседании группы «Инновации в электроэнергетике» приняли участие депутаты ГД РФ, представители Минэнерго РФ, ГК «Росатом», Российского энергетического агентства, институтов развития «Роснано» и «Сколково», энергетических компаний, учёные и разработчики инновационных решений для энергетики.

Основной темой для обсуждения стали вопросы необходимой законодательной поддержки и устранения «нормативных барьеров» на пути внедрения инноваций в электроэнергетике. Среди рассматриваемых мировых трендов в электроэнергетике особый интерес у участников дискуссии вызвали системы накопления энергии, созданные на основе аккумуляторных батарей большой мощности (АББМ).

«Управлять потреблением энергии можно и на уровне частного дома, и на промышленном предприятии — от малого до крупного, и на уровне распределительных сетей при передаче энергии. К тому же, системы накопления энергии могут существенно снизить потребности в подключаемых мощностях и повысить надежность электроснабжения, что очень важно для потребителей первой и особой категорий: ЦОДов, особо опасных производств, аэропортов, больниц. Готовые решения, в частности накопители энергии и источники бесперебойного питания на основе АББМ в России уже созданы. Для их внедрения необходимо устранять законодательные и административные барьеры», — отметил в своём выступлении Вячеслав Колесников, генеральный директор ООО «СПТ».

Системы накопления энергии, которые могут работать и в режиме «генерация», и в режиме «потребление», дают возможность управлять процессом, а значит — снижать потери и «удерживать, а то и снижать тарифы», отметил Алексей Кашин, управляющий партнер НП «НАЭВИ». Но именно из-за этой «двойственности» генерация/потребление системы накопления энергии не квалифицированы на рынке электромощностей, локальный потребитель не может продать в сеть излишки электроэнергии.

«Пока «сетевой накопитель» — лишь модные слова, этот элемент в энергосистеме не узаконен. Нужны отраслевые нормативы и стандарты, необходима чёткая позиция Системного Оператора по вопросам применения сетевых накопителей и их месту в энергосистеме», — сообщил Антон Крючков, директор по энергетике ООО «МОБЭЛ».

Сегодня отраслевые стандарты, правила и требования прописаны под свинцово-кислотные или щелочные аккумуляторы и не рассматривают возможность использования АББМ на литий-ионе. Например, правила охраны труда обязывают иметь на предприятии специально оборудованную комнату под замену батарей. Но для герметичных, имеющих третий класс опасности литий-ионных аккумуляторов необходимости в такой комнате нет, и это является одним из их конкурентных преимуществ. Отсутствие стандартов и технических требований со стороны энергетических компаний (ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «РусГидро» и др.) значительно затрудняет аттестацию новых типов оборудования. Наконец, частные компании не имеют достаточных средств для ведения собственных разработок и неспособны оплачивать НИОКР, не разработаны механизмы возврата потраченных на НИОКР средств со стороны частных инвесторов.

Прозвучало множество предложений — от пилотной Программы по разработке и внедрению систем накопления и управления энергией до единой инновационной стратегии развития электроэнергетики.

«Есть отдельные законы, подзаконные акты, но нет системного подхода, нет стратегического управления инновационной деятельностью», — констатировал Алексей Конев, директор по инновациям Российского энергетического агентства.

Компания «Лиотех» внесла на рассмотрение Рабочей группы пакет конкретных предложений по корректировке нормативно-правовых актов, сдерживающих внедрение систем накопления энергии.

«Мы проанализировали нормативную базу, сегодня применять батареи на литий-ионе в качестве источника центрального аварийного электроснабжения зданий невозможно, допустимы только никель-кадмиевые и свинцово-кислотные аккумуляторы. Мы производим литий-ионные аккумуляторы, наши партнеры готовы на их основе разрабатывать источники бесперебойного питания, накопители энергии, другие партнеры внедрять эти решения в различных отраслях экономики. Но тут встает вопрос курицы и яйца. Нам необходимо реализовать пилоты, показать потребителю преимущества наших решений с технической и экономической стороны, а нормы не позволяют. Чтобы поменять нормы, нужно собрать «доказательную базу», а это возможно только по результатам практического внедрения решений. Так что первично? На наш взгляд, нужно идти параллельно обоими путями — реализовывать пилотные проекты и менять нормативную базу», — резюмировал Александр Ерохин, генеральный директор ООО «Лиотех».

Николай Складне, председатель Технического совета фонда «Сколково» рассказал, что в Пермском крае ГК «Ренова» сдан в эксплуатацию 16-этажный жилой дом, где установлен накопитель энергии малой мощности, обеспечивающий освещение в подъезде в ночное время. Такой же проект скоро будет реализован в Свердловской области. Чем дороже кВт*ч — тем больше желающих установить накопители энергии. Нашу общую задачу вижу не только в пилотном, а в последовательном, массовом внедрении таких систем, без увеличения стоимости проектов, отметил г-н Складнев.

По информации Владимира Лихтермана, советника Президента ОАО «ТВЭЛ», ГК «Росатом» уже оценила преимущества использования литий-ионных аккумуляторов в составе электротранспортных средств, проходящих опытную эксплуатацию на заводе химконцентратов в Новосибирске. В ближайшее время планируется установка ИБП на основе АББМ для крупного промышленного производства. Кроме того, совместно с ОАО «Роснано» в Новосибирске будет налажено производство катодно-анодного материала для литий-ионных аккумуляторов «Лиотех». Также есть планы по строительству в Новосибирске центра тестирования и сертификации литий-ионных аккумуляторов».

Председатель Рабочей группы, депутат Иван Грачев отметил, что его Комитет уже имеет успешный опыт законодательной поддержки инноваций. Так, например, в закон об энергоэффективности были внесены поправки, устанавливающие в качестве требований к программам в области энергосбережения наличие электрических транспортных средств.

Подводя итоги заседания Рабочей группы, ее сопредседатель, депутат Андрей Крутов подтвердил готовность законодателей инициировать изменения ведомственных нормативных актов и федерального законодательства. Эти изменения продиктованы требованиями времени, поддержаны всеми заинтересованными сторонами: проектировщиками, производителями, научным сообществом, представителями органов исполнительной и законодательной власти.

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

По информации ООО «Лиотех»

rusnanonet.ru