Стволовые клетки мозга получают указания от нейронов

Активность стволовых клеток мозга зависит от активности ГАМК-эргических нейронов, которые находятся рядом с ними. Перехватывая нейромедиатор, стволовые клетки понимают, что им следует делать — создать новую партию дифференцированных клеток или продолжать спать дальше.

У мозга, как вы помните, есть собственные стволовые клетки, которые могут превращаться в дифференцированные клетки нервной системы. Эти стволовые клетки сохраняются и во взрослом состоянии, и один из их очагов — гиппокамп, структура, отвечающая за обучение и память. Очевидно, что

нервные стволовые клетки должны как-то чувствовать, когда и в кого им следует превращаться, когда — вести себя спокойно.

Исследователи из Университета Джонса Хопкинса (США) выяснили, что стволовые клетки узнают это, подслушивая сигналы нейронов.

c0103076-brain_cells_light_micrograph-spl.png Рис. 1. Стволовые клетки, превращающиеся в клетки нейроглии (фото Riccardo Cassiani-Ingoni).

Сигнал с нейрона на нейрон передаётся при помощи разнообразных нейромедиаторов. Оказалось, что стволовые клетки, будучи не в состоянии воспринять сам электрический импульс, внимательно прислушиваются к нейромедиатору ГАМК. Как пишут исследователи в журнале Nature,

стволовые клетки, обработанные ГАМК, меняли свой электрический заряд. Если их лишали гена, кодирующего рецептор ГАМК, они либо воспроизводили сами себя, либо превращались в глиальные. Клетки, у которых рецептор ГАМК оставался, просто погружались в спячку.

Учёные пробовали давать мышам валиум — успокоительное лекарство, действующее на ГАМК-рецепторы. Лекарство стволовые клетки мозга усыпляло.

Обычно ГАМК сама по себе действует как успокоительное: её присутствие запрещает нейронам передавать сигнал дальше по цепи. По-видимому, этот нейромедиатор влияет не только на зрелые нейроны, но и на стволовые клетки.

Их очаг в мозгу окружён нейронами нескольких типов, и учёным удалось определить, какие из них воздействуют на стволовые клетки. Кроме того, удалось выяснить, как они реагируют на то, что происходит с нервной системой и организмом в целом. Исследователи подвергали животных стрессу, а потом смотрели на активность стволовых клеток мозга. Стресс приводил к их активации, они начинали интенсивно делиться и производить клетки нейроглии.

Этого, однако, не происходило, если в клетках отсутствовал рецептор ГАМК. То есть стволовые клетки используют нейромедиатор, чтобы узнать, не требуется ли помощь нервной системе и не нужно ли создать новую партию клеток.

1. Университет Джонса Хопкинса