Рост пигмеев и их иммунитет оказались связаны генами

Исследование, проведенное в Пенсильванском университете под руководством известного генетика-антрополога Сары Тишков (Sarah Tishkoff), выявило участки ДНК, связанные как с ростом пигмеев, так и с активностью их иммунной системы, сообщает Medical News Today.

Тишков с коллегами просканировали полные геномы 70 человек из трех групп пигмеев-охотников в Камеруне. Рост мужчин у пигмеев не превышает 1 м 52 см. Для сравнения ученые проанализировали также геномные последовательности 60 человек из соседствующих с ними групп народности банту. Банту — земледельцы, высокие и стройные, вступающие в браки с пигмеями.

В поисках однонуклеотидных замен, т.н. снипов (single-nucleotide polymorphisms, SNPs), вариантов генетических последовательностей, характерных для популяции пигмеев, ученые обнаружили такие «метки» около генов, вовлеченных в систему химических сигналов головного мозга. В частности, кластер снипов был обнаружен около гена рецептора тиролиберина, гормона, который влияет на секрецию тиреотропного гормона гипофизом и опосредовано — на рост человека.

Характерные для пигмеев снипы обнаружились у генов, расположенных на хромосоме 3.

В прежних исследованиях других ученых (Joseph Jarvis, Coriell Institute for Medical Research, New Jersey) на мышах было показано, что повышенная активность одного из этих генов, CISH, обеспечивает иммунитет к туберкулезу и малярии. В то же время при таком варианте гена прекращается выработка рецептора главного гормона роста, соматотропина.

По мнению Сары Тишков, тот факт, что пигмеи являются носителями специфической последовательности ДНК в гене CISH предполагает, что низкий рост и иммунитет могут быть связаны физиологически.

«Возможно, низкий рост пигмеев — это результат лучшего противостояния болезням, достигнутый в ходе постоянной борьбы с микробами. Хотя пигмеи и умирают молодыми, они успевают побороть разнообразные инфекции», – считает исследовательница.

Средняя продолжительность жизни у пигмеев — 17 лет. Основной причиной их смерти являются инфекционные заболевания, которым благоприятствуют жаркие и влажные условия джунглей. Прежде считалось что низкий рост пигмеев закрепился в естественном отборе как фактор, помогающий пробираться через густую растительность. Другое объяснение — пигмеи останавливаются в росте сразу по завершении полового созревания, и это дает им время на обзаведение потомством, а главное — возможность направить на репродукцию все ресурсы организма. Ни одно из этих предположений не было подкреплено генетически.

Исследование пенсильванских ученых, которое не отвергает выдвинутые ранее гипотезы, но позволяет предполагать, что

низкий рост пигмеев был отобран в ходе эволюции как следствие генетически закрепленной гормональной регуляции иммунной системы, опубликовано в журнале PLoS Genetics.

1. edportal.ru