Разработана методика визуализации самоорганизации белковых молекул

Модель сборки убиквитина. На рисунке показаны две разные стадии сборки (выделены фиолетовым и красным цветом).

Результаты исследования, проведённого учёными из университета Монреаля, могут помочь биоинженерам создавать молекулярные машины для нанотехнологических нужд. Специалисты из Монреаля разработали методику визуализации процесса самосборки белковых молекул. Важно отметить, данная методика, возможно, поможет расширить представления врачей о таких патологиях, как болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона. Принято считать, что они развиваются на фоне нарушения процесса сборки белковых молекул.

«Для того, чтобы выжить, все существа – от бактерий до человека, контролируют состояние организма, используя небольшие белковые машины, построенные из тысяч атомов. Например, в наших носовых пазухах находятся сложные белковые рецепторы, которые активируются в присутствии различных молекул, несущих в себе информацию о запахе. Некоторые запахи предупреждают нас об опасности; другие же дают понять, что где-то неподалёку готовится еда» – говорит профессор Стивен Мичник (Stephen Michnick, ведущий автор исследования, сотрудник кафедры биохимии университета Монреаля). Белковые молекулы построены длинными цепями аминокислот. Принято считать, что белки формируются очень быстро – в течение тысячных долей секунды. После формирования они представляют собой молекулярные машины, которые выполняют определённые задачи.

«Одна из главных задач биохимиков заключается в том, чтобы понять, каким образом линейные цепи аминокислот собираются в определённую структуру, когда существует неисчислимое множество других возможных конформаций, любые из которых линейные цепи аминокислот могут принять» – говорит профессор Мичник.

«Для того, чтобы понять, как из линейных последовательностей аминокислот формируются уникальные белковые структуры, нам необходимо получить изображение строения формирующейся молекулы на каждой стадии её формирования. Проблема заключается в том, что каждая стадия формирования белковой молекулы длится очень и очень недолго, и методик, которые бы позволяли получить точную информацию о структуре белковых молекул, формирующихся в очень короткие временные интервалы, пока нет. Мы разработали методику наблюдения за сборкой белковых молекул, которая основана на включении флуоресцентных меток в линейные цепи аминокислот на всём их протяжении. С помощью данного подхода мы смогли определить структуру белковой молекулы на каждой стадии её сборки» – говорит доктор Алексис Валли-Белисле (Alexis Vallée-Bélisle, один из авторов проведённого исследования).

Сборка белковых молекул – это лишь часть сложной системы контроля существования белков. Дело в том, что белковые молекулы могут меняться с течением времени, принимая наиболее подходящую форму для выполнения определённых функций.

«Понимание того, как белок из одной формы превращается в другую является первым шагом на пути к осмыслению и разработке белковых наномашин для биотехнологических нужд» – говорит доктор Валли-Белисле.

Более подробное описание результатов проведённого исследования можно найти в журнале Nature Structural and Molecular Biology.

1. ScienceDaily