Найден главный опухолевый белок

Повышенная активность белка СРЕВ4 стимулирует синтез сотен других белков, среди которых есть и известные онкогены; в результате причиной развития рака может стать изменение в активности всего лишь одного белка.

Рак вызывают множественные нарушения в молекулярных механизмах клетки. Но учёные всё равно не теряют надежды найти того, кто всем этим заправляет, — какой-нибудь главный фактор, объявляющий, что «всё позволено». Исследователи из Института биомедицины в Барселоне (Испания) сообщают, что

им удалось найти виновника множественных нарушений в генетике клетки, которые сопровождают рак. Им оказался белок CPEB4.

m1320538-lm_of_a_carcinoma_of_the_pancreas-spl.png Рис. 1. Раковые клетки (тёмно-синие) в поджелудочной железе (фото Astrid & Hanns-Frieder Michler).

Для того чтобы опухоль начала развиваться, вовсе не обязательно снабдить клетки сотнями мутаций в разных генах. Чтобы много разных белков вдруг стали синтезироваться не в то время, не в том месте и в огромных количествах, достаточно активировать их матричную РНК. Учёные сравнили опухоли поджелудочной железы и мозга со здоровыми тканями и обнаружили, что при раке в клетках появляется белок CPEB4. Обычно он работает как активатор многих матричных РНК, поэтому для развития рака вовсе не нужно вводить несколько мутаций, достаточно промутировать ген СРЕВ4. А уже его повышенная активность станет причиной ненормальной активации других: например, безо всякой мутации «просыпаются» гены, которые активны только в период эмбрионального развития.

В статье, опубликованной в журнале Nature Medicine, авторы пишут, что

подавление СРЕВ4 приводило к уменьшению опухоли на 80%.

В свою очередь, вслед за его активацией появлялись белки — стандартные маркеры рака. По словам учёных, СРЕВ4 может влиять на активность сотен белков, мРНК которых находится в клетке в спящем состоянии.

Хотя работа была выполнена на опухолях только двух видов, исследователи не сомневаются, что

другие виды рака развиваются по такому же механизму: белок СРЕВ4 весьма универсален среди разных клеток.

Значение открытия трудно переоценить: достаточно представить возможность прекращения развития опухоли, выключая всего один ген.

1. Medical Xpress