Можно ли поглупеть от сахара?

Фруктоза ослабляет синапсы между нейронами головного мозга, что плохо сказывается на обучении и запоминании.

Всем хорошо известно, что мозг живёт на сладком: его энергетические потребности целиком удовлетворяются углеводами. Но, как показали эксперименты сотрудников Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США), сахар для мозга может быть не только полезен, но и вреден. Работа учёных была посвящена влиянию фруктозы на когнитивные способности животных; в качестве источника сахара выбрали кукурузный сироп. Этот продукт содержит огромное количество фруктозы и используется в качестве дешёвого подсластителя в пищевой промышленности, при производстве безалкогольных напитков, детского питания и т. д. По статистике, обычный американец потребляет в год больше 18 кг того самого сиропа.

f0039104-fructose_sugar_molecule-spl.png Рис. 1. Схема молекулы фруктозы в кольцевой форме; чёрным обозначены атомы углерода, красным — кислорода, белым — водорода (Рисунок Science Photo Library).

Перед тем как начать кормить крыс фруктозным сиропом, исследователи обучали их находить выход из лабиринта. После того как животные запоминали лабиринт, их делили на две группы: одним давали воду с сиропом, другим — то же самое, но с добавкой Омега-3-ненасыщенных жирных кислот.

Считается, что эти жирные кислоты защищают синапсы от повреждений и тем самым благотворно влияют на процессы обучения и запоминания.

Спустя шесть недель исследователи снова сажали крыс в тот же самый лабиринт.

Как оказалось, вода с фруктозой дурно сказалась на памяти животных. Крысы плохо помнили лабиринт, по которому не так давно ходили, межнейронные соединения в мозгу слабели, и передача сигнала с клетки на клетку сильно затруднялась. В свою очередь, те животные, которые вместе с фруктозой получали жирные кислоты Омега-3, были в отличной «умственной форме» и находили выход из знакомого лабиринта гораздо быстрее.

Результаты экспериментов исследователи опубликовали в Journal of Physiology.

Авторы работы отмечают, что у крыс, получавших одну фруктозу, появились признаки инсулиновой резистентности: клетки организма переставали чувствовать этот гормон. Это не обязательно ведёт к диабету, но на энергетический обмен всё равно влияет. Отказавшись от инсулина, нейроны начинают неэффективно использовать сахар, что, в свою очередь, сказывается на их способности образовывать новые синапсы и поддерживать старые.

С другой стороны, кислоты Омега-3 смягчают эффект фруктозы. Учитывая распространённость фруктозных добавок в пищевой промышленности, можно было бы посоветовать всем регулярно принимать препараты с кислотами Омега-3 — чтобы не отупеть от избытка сахара.

1. Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе