Кажется, мы ещё на шаг приблизились к победе над диабетом второго типа

Исследователи из Калифорнийского университета в Сан-Диего (США) утверждают, что нейтрофилы, основной вид лейкоцитов крови человека, играют совершенно неожиданную роль модуляторов в инсулинорезистентности — главной характеристике диабета второго типа. Этот вывод сделан в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

Нейтрофилы — это клетки иммунной системы, которые первыми отвечают на воспаление тканей; они способны сделать его хроническим, призвав к месту событий другие белые кровяные клетки — макрофаги. В то же время установлено, что

незначительные хронические воспаления, встречающиеся в жировой ткани, являются одной из основных причин систематической инсулинорезистентности.

c0107958-neutrophil_sem-spl_600.jpg Рис. 1. Нейтрофил (SEM-фото Steve Gschmeissner / Science Photo Library).

Учёные под руководством Джеральда Олефски (Jerrold M. Olefsky) использовали в исследовании печень и жировые клетки мышей и людей, а также живых подопытных крыс. Было обнаружено, что фермент, выделяемый нейтрофилами (нейтрофил эластаза, NE), нарушает инсулиновые сигнальные пути, подстёгивая резистентность, то есть наблюдается необъяснимое снижение аффинности рецепторов на присутствие инсулина.

А вот удаление NE у страдающих ожирением, но при этом всё равно сидящих на жирной диете мышей приводило к возрастанию чувствительности к инсулину.

Раньше считалось, что такие «временные» клетки, как нейтрофилы (живущие всего пять дней), просто не способны поддерживать небольшое хроническое воспаление. Теперь же пришлось признать, что нейтрофилы обладают весьма мощным иммунномодулирующим эффектом. Они используют свой фермент NE для активации сигнального пути, который заставляет патоген-пожирающих макрофагов выделять воспалительные молекулы — цитокины. Вместе с тем этот же фермент NE вызывает деградацию белка IRS1, ключевого протеина в инсулиновом сигнальном пути как в печени, так и в жировых клетках.

Что ж, кажется, нейтрофилы напросились на неприятности. Ставшая вдруг очевидной роль в провоцировании инсулиновой невосприимчивости делает их новой мишенью в борьбе с сахарным диабетом второго типа.

Ингибирование активности иммуномодулирующего фермента NE вполне способно обратить (или хотя бы ослабить) инсулинорезистентность. Вот только палка, как всегда, о двух концах получается…