Изменения в экспрессии генов могут помочь объяснить причину высокого давления крови у беременных женщин

Окрашенный препарат. Исследование сосуда жировой ткани сальника, взятого из организма женщины, страдающей от преэклампсии.

Сотрудники медицинского факультета университета содружества Виржинии обнаружили, что изменения экспрессии генов, ответственных за образование одного важного фермента, могут способствовать повышению давления крови и увеличению предрасположенности к образованию тромбов у беременных женщин, страдающих от преэклампсии. Результаты проведённого исследования могут помочь создать более эффективные методы борьбы с повышением давления крови и образованием тромбов, которые могут нарушать кровоток, препятствуя току крови к внутренним органам беременных женщин, повышая тем самым риск повреждения данных органов.

Авторы проведённого исследования пытались установить истинные причины преэклампсии, возникающие на молекулярном уровне. Им удалось выяснить, что на развитие данной патологии могут оказывать влияние эпигенетические механизмы. Напомним, эпигенетическими изменениями называются такие изменения, при которых меняется уровень экспрессии генов не за счёт изменения последовательности нуклеотидов в структуре нуклеиновой кислоты, но за счёт других механизмов.

В статье, опубликованной в журнале Hypertension – издании Американской ассоциации кардиологов, авторы проведённого исследования пишут о том, что содержание тромбоксансинтетазы – важного фактора воспаления – повышено в кровяных сосудах беременных женщин, страдающих от преэклампсии. Тромбоксансинтетаза кодируется соответствующим геном. Данный фермент вовлечён в развитие ряда процессов, в число которых входят заболевание сердечно-сосудистой системы и инсульт.

«Проведённая работа уникальна потому, что она позволяет связать причины и следствия преэклампсии с эпигенетическими факторами» – говорит Скотт Уолш (Scott W. Walsh, профессор кафедры акушерства и гинекологии университета содружества Виржинии). По его словам,

данное исследование впервые продемонстрировало, что эпигенетические изменения в кровеносных сосудах матери имеют отношение к преэклампсии.

Как говорит профессор Уолш, одним из главных эпигенетических механизмов является метилирование ДНК. Этот процесс контролирует экспрессию генов. Увеличение содержания тромбоксансинтетазы в кровеносных сосудах связано со снижением уровня метилирования ДНК и повышением числа нейтрофилов в крови. Напомним, нейтрофилы – белые клетки крови, которые в норме помогают противостоять развитию инфекции.

По мнению профессора Уолша, в будущем, возможно, подавление преэклампсии будет осуществляться через ингибирование тромбоксансинтетазы, блокаду тромбоксановых рецепторов или включение в диету биологически активных добавок, содержащих фолат. По его словам, биологически активные добавки к пище, содержащие соль фолиевой кислоты, могут увеличивать количество доноров метильных групп. Это поможет защитить процесс метилирования ДНК от влияния неблагоприятных факторов, способных путём влияния на метилирование воздействовать на экспрессию тромбоксансинтетазы.

Проведённое исследование базируется на результатах работ учёных университета содружества Виржинии, ранее представленных в журнале Hypertension (ноябрь 2011) и American Journal of Pathology (январь 2011). Данные результаты демонстрируют важную роль нейтрофилов как этиологического фактора повышения давления крови при преэклампсии.

1. ScienceDaily