Биологи научились получать нейроны из мочи

Клетки-предшественники нейронов, покрашенные антителами против маркеров: нестина (зеленый) и Pax6 (красный).

Китайские биологи разработали метод получения индуцированных стволовых клеток мозга из содержащихся в моче клеток почечного эпителия. Работа опубликована в журнале Nature Methods, а ее краткое содержание приводит Nature.

Метод подразумевает перепрограммирование почечного эпителия при помощи введения нескольких генов, работа которых определяет судьбу клеток. Подобным образом в стволовые клетки (iPS) можно превратить не только эпителий, но и фибробласты, клетки крови и многие другие типы клеток.

Использование авторами в качестве исходного материала отшелушенного почечного эпителия делает их метод наименее инвазивным из всех существующих.

Генетическая конструкция вводилась на временных носителях (плазмидах) и удалялась из клеток по мере необходимости. Сам процесс превращения эпителиальных клеток в iPS занимал всего 12 дней, что гораздо меньше, чем обычно. Помещая полученные индуцированные стволовые клетки в стимулирующую нейрогенез среду, ученые наблюдали, как клетки превращались в предшественников нейронов.

В серии экспериментов на крысах, авторы показали, что

инъецированные в мозг клетки становятся нормальными нейронами и не вызывают образования опухолей. Пока метод имеет прежде всего исследовательскую ценность, поскольку позволяет относительно просто получить большое количество индуцированных стволовых клеток мозга.

Впервые возможность превращения дифференцированных клеток в стволовые была продемонстрирована японским биологом Синъя Яманака. За эти исследования в 2012 году он совместно с Джоном Гардоном получил нобелевскую премию по физиологии и медицине. Подробнее о получении стволовых клеток и их роли в нейрогенезе можно прочитать здесь и здесь.