Учёным удалось стереть память морской улитки

Исследователи из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (США) утверждают, что им удалось открыть способ ослабления воспоминаний.

Разве не об этом мечтают ветераны войны, жертвы изнасилования и другие люди, ставшие свидетелями чего-то ужасного?

Дэвид Гланцман и его коллеги устранили или по крайней мере существенно ослабили долговременную память морской улитки (аплизии) путём ингибирования активности протеинкиназы М (ПКМ), которая входит в семейство протеинкиназ C. Протеинкиназы C отличаются тем, что изменяют химический состав и функциональность белков, добавляя к ним фосфаты; считается, что они связаны с памятью.

«Почти все процессы, которые участвуют в работе памяти улитки, обнаружены и в мозге млекопитающих», — подчёркивает г-н Гланцман.

clipboard01.jpg Рис. 1. Морская улитка Aplysia virgata (фото Jesus de Blas).

Большинство протеинкиназ располагают одновременно каталитическим и регулятивным доменами, то есть обособленными последовательностями аминокислот. Первый определяет функциональность протеинкиназы, а второй сродни выключателю, которым могут воспользоваться другие сигнальные пути для подавления активности протеинкиназы. А вот ПКМ имеет только каталитический домен.

«Это означает, что не существует никакого способа отключить её, — отмечает учёный. — Она удерживает воспоминание, пока не распадётся сама собой».

Исследователи занимались морской улиткой из-за простоты её нервной системы и сравнительно лёгкой обучаемости. Нападение хищника повышает чувствительность этого существа к окружающей среде. Специалистам известно, какие нейроны за это отвечают и где они находятся.

К хвосту улитки прикладывался электрошок. Затем учёные слегка касались её сифона, в результате чего моллюск рефлекторно сокращался на 50 секунд. Неделю спустя рефлекс длился 30 и более секунд, а у не испытавших электрошок улиток — секунду-другую.

Затем исследователи ввели тренированной улитке ингибитор ПКМ. Всего через сутки она реагировала на прикосновение так же, как все остальные. Очевидно, что что-то случилось с синаптической связью между сенсорным и моторным нейронами, образовавшейся под действием электрошока. Исчезла она или ослабла? Может, произошло что-то другое? Можно ли улучшить память, поощряя активность ПКМ?.. Это станет ясно в дальнейшем.

Результаты исследований опубликованы в статье:

Diancai Cai, Kaycey Pearce, Shanping Chen and David L. Glanzman Protein Kinase M Maintains Long-Term Sensitization and Long-Term Facilitation in Aplysia. – The Journal of Neuroscience, 27 April 2011, 31(17): 6421–6431; doi: 10.1523/JNEUROSCI.4744–10.2011.

1. Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе