Ученые обнаружили ген, отвечающий за продолжительность сна

Группа немецких и британских ученых нашла ген, который оказывает влияние на продолжительность и режим сна, пишет официальный сайт Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана.

В исследовании, проведенном международной командой ученых под руководством профессора Тиля Ронненберга (Till Roenneberg) и доктора Карлы Аллебрант (Karla Allebrandt) из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, приняли участие более четырех тысяч человек из семи европейских стран, включая Эстонию и Италию. В ходе исследования добровольцы заполнили анкеты, которые помогли определить их режим сна. Как показали анализы, люди, у которых было обнаружено два экземпляра одного распространенного варианта гена ABCC9, спали значительно меньше, чем те, у кого было два экземпляра другого варианта гена.

Ген ABCC9 несет информацию о белке SUR2, который формирует нормативный компонент калиевых каналов в клеточной мембране. Этот ионный канал действует как датчик энергетического обмена в клетке.

«Особенно интригующими оказались исследования, которые показали, что белок играет роль в патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний и диабета, – отмечает доктор Карла Аллебрант. – Таким образом, очевидно, что соотношение продолжительности сна с симптомами метаболического синдрома может быть частично объяснено основными общими молекулярными механизмами».

Эволюционно древний ген ABCC9 имеет сходства с геном, который присутствует у плодовых мушек, ведущих спящий образ жизни. В сотрудничестве с учеными из Университета Лестера, команда исследователей заблокировала в нервной системе насекомого функцию гомолога ABCC9, в результате чего, продолжительность сна была сокращена. У млекопитающих ген также активно работает в различных тканях, включая сердце, скелетные мышцы и мозг, а также в некоторых частях поджелудочной железы.

По словам ученых, генетический контроль продолжительности сна вполне может быть основан на подобных механизмах и опробован на различных особях.