Учёные из России и Украины изучили гены гребцов

В большом спорте нет равенства. Если человек способен к рекордам, его окружают заботой и вниманием, тренируют и мотивируют. Если не способен – никто не будет тратить на него время и деньги. В последние годы активно развивается спортивная генетика, область знания, которая позволяет оценить вероятность спортивных достижений ещё до начала каких бы то ни было занятий – даже для новорождённого. Учёные из Казанского государственного медицинского университета и Николаевского национального университета исследовали гены, связанные со способностью человека к академической гребле. Исследование опубликовано в журнале «Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта».

Исследователи сосредоточились на генах PPARA, PPARD, PPARG и PPARGC1A. Белки, кодируемые первыми тремя из них, способны (с помощью продукта четвёртого гена) связываться с ДНК и регулировать активность генов, задействованных в жировом и углеводном метаболизме. Этот молекулярный комплекс активируется при повышенной потребности организма в энергии: в случае голода, интенсивных физических нагрузок и в других стрессовых ситуациях. Увеличение экспрессии этой группы генов приводит к улучшению работы скелетных мышц.

Человек может унаследовать от родителей разные варианты генов этого семейства. Некоторые из них помогают мышцам переносить повышенные нагрузки более эффективно. Например, известно, что в гене PPARG существует точечная мутация, которая приводит к замене одной из аминокислот: вместо пролина в кодируемом белке появляется аланин. Носители такого варианта гена более успешны в тех видах спорта, где требуется сила и скорость, так как их мышцы более чувствительны к инсулину, а значит, эффективно перерабатывают глюкозу. Однако до сих пор почти не было исследований, в которых различные аллели генов этого комплекса изучали бы в связи с выносливостью – качеством, совершенно необходимым для занятий греблей.

Чтобы приблизиться к решению этой задачи, исследователи проанализировали ДНК семерых мастеров спорта по академической гребле. Хотя выборка была небольшой, она всё же позволила выявить особенности, характерные для гребцов. Например, при анализе гена PPARD, регулирующего переработку жирных кислот, одинаковое строение первого из полиморфных участков наблюдалось у пяти участников исследования, а второго – у шести. Это позволяет предположить, что именно такие варианты гена связаны с выносливостью и помогают людям добиваться успехов в академической гребле.

«Молекулярно-генетический анализ данного комплекса генов можно рекомендовать в качестве критерия при отборе в данный вид спорта», – пишут авторы.

Они также отмечают, что генетическое исследование спортсменов позволит повысить эффективность тренировочного процесса, поскольку тренер сможет подбирать индивидуальные параметры физических нагрузок в зависимости от способности участника к развитию силы, выносливости или скорости.

Первоисточник информации:

А. В. Козырев, И. И. Ахметов, О. И. Цебржинский Гены семейства ядерных рецепторов, активируемых пролифераторами пероксисом и предрасположенность к занятиям академической греблей. – Учёные записки университета им. П. Ф. Лесгафта, том 71, №1, 2011 год.

1. Наука и технологии РФ