Синегнойная палочка «летает» как Бэтмен, выяснили ученые

Один из видов бактерий – синегнойные палочки – использует для передвижения в пространстве способ, похожий на принцип действия пиратского абордажного крюка и пистолета героя американских комиксов Бэтмена, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Авторы статьи, Джерард Вон (Gerard Wong) из университета Калифорнии в Лос-Анджелесе и его коллеги, пытались выяснить, почему синегнойные палочки (Pseudomonas aeruginosa) передвигаются по поверхности небольшими «рывками».

Подавляющее большинство бактерий передвигается при помощи жгутиков – выростов их клеточной оболочки, вращение которых создает направленное движение. Эти жгутики расположены на более узких концах синегнойной палочки. Биологи разработали специальную программу, которая следила за перемещением отдельных бактерий в питательной среде, и замеряла скорость «нижнего» и «верхнего» блоков жгутиков.

Наблюдения показали, что синегнойные палочки используют два способа перемещения: движение по прямой и «прыжок Бэтмена». В первом случае палочки используют для «ходьбы» все свои жгутики. Этот вид движения характеризуется небольшой скоростью, и его эффективность убывает с повышением вязкости среды, в которой путешествует бактерия.

Для передвижения в вязких жидкостях данные бактерии используют «прыжок Бэтмена»: синегнойные палочки прикрепляются своими «крюками» за твердые участки поверхности, и используют свободные жгутики для разгона. После того, как бактерия набрала необходимую скорость, жгутики-«крюки» отцепляются и клетка набирает высокую скорость.

По оценкам ученых, «прыжок» помогает бактерии передвигаться примерно в 20 раз быстрее, чем «ходьба». При помощи каждого из способов бактерия проходит примерно равное расстояние, однако большая часть времени (95%) уходит на медленное движение по прямой.

Авторы исследования предполагают, что данный вид передвижения необходим для того, чтобы эффективно перемещаться в биопленках – скоплениях множества микроорганизмов, которые образуются на загрязненных поверхностях и «склеены» раствором полисахаридов – биополимеров, обладающих высокой вязкостью.

Синегнойные палочки не вызывают болезней у здоровых людей и провоцируют воспалительные процессы в ранах и в организме у тех, чей иммунитет ослаблен. Название бактерии связано с тем, что их выделения окрашивают в синий цвет бинты, которыми перевязывались инфицированные раны. Синегнойные палочки вызывают до 20% всех внутрибольничных инфекций.

РИА Новости