Сэндвич с графеном станет основой новой электроники

Лист графена на медной подложке под электронным микроскопом. Фото с сайта condmat.physics.manchester.ac.uk

Группа исследователей из Манчестерского университета под руководством Леонида Пономаренко создала изолированный двойной лист графена. Статья ученых появилась в журнале Nature Physics, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org. Краткое изложение работы с комментариями исследователей приводится в пресс-релизе университета.

В рамках исследования изучался двойной лист графена – двумерный слой углерода толщиной в один атом, размещенный поверх другого такого же слоя. Несмотря на то, что пространственно слои расположены достаточно близко, они изолированы друг от друга (иногда двойным слоем называют такую конструкцию, но без изоляции – терминология пока не устоялась).

Первые образцы подобного двухслойного графена были получены еще в 2006 году, то есть спустя всего два года после открытия самого материала. Вместе с тем до недавнего времени изучение подобного материала было затруднено из-за сложности его получения.

Теперь ученым удалось создать двойной лист графена, который сверху и снизу был покрыт слоем нитрида бора. Как оказалось, такая система обладает рядом интересных свойств. Выяснилось, например, что, если в одном из слоев скапливается достаточно много носителей заряда, то второй слой перестает проводить ток.

«Это первый случай, когда лист графена без дефектов удалось превратить в изолятор», – приводятся в пресс-релизе Манчестерского университета слова Пономаренко.

«Если абстрагироваться от той „новой“ физики, которая изложена у нас статье, то работа имеет важное прикладное значение. Мы показали, что графен, заключенный в нитрид бора, является наиболее перспективной на настоящей момент основой для создания графеновой электроники. Наша конструкция решает сразу несколько проблем, касающихся качества и стабильности графена при создании конкретных приборов,» — заявил Андрей Гейм, который принимал участие в работе.

В настоящее время двойной графен активно изучается. В августе 2011 года в Science вышла статья того же Гейма и Константина Новоселова, которые установили, что электроны в подобном двумерном графене ведут себя как жидкий кристалл. Оба ученых получили в 2010 году Нобелевскую премию за открытие графена в 2004 году.

Lenta.ru