России нужны детекторы взрывчатых веществ

Несомненно, аэропорту Домодедово такой прибор жизненно необходим.

24 января в зале прилета московского аэропорта Домодедово была взорвана бомба, что в очередной раз говорит о необходимости внедрения в России систем предотвращения террористических актов. Одним из элементов такой системы может стать разработанный в Физическом институте им. П.Н. Лебедева РАН, практически «готовый к употреблению» детектор скрытых взрывчатых веществ, способный распознавать гексоген, пластит и прочие взрывчатые вещества, содержащие азот и углерод.

Разработка Физического института им. П.Н. Лебедева РАН доведена до опытного образца, на это потребовалось около 9 лет. За это время руководитель проекта кандидат физико-математических наук Валерий Раевский и его сотрудники далеко не единожды рассказывали о научной идее разработки на конференциях и страницах как научных, так и популярных изданий, давали интервью прессе, обращались напрямую к военным, в МЧС и другие по определению заинтересованные организации.

Однако заинтересованность в развитии этих работ проявило только Правительство США – после известного всем террористического акта 11 сентября 2001 года интерес к российской разработке выказала Национальная лаборатория им. Лоуренса в Ливерморе (США). В итоге работа российских ученых была включена в план финансирования в рамках правительственной программы США «Инициатива в области нераспространения оружия массового поражения» и получила грант от Американского фонда гражданских исследований и разработок. Прибор создан ФИАН в сотрудничестве с Институтом ядерных исследований РАН, НИИ Ядерной Физики МГУ и Институтом физики высоких энергий РАН. Но даже теперь, при наличии готовой в основном установки, за помощью к физикам представители российских органов безопасности пока не спешат.

«Наш детектор, – рассказывает ведущий научный сотрудник ФИАН, кандидат физико-математических наук Валерий Раевский, – может быть использован как для обнаружения взрывчатки в багаже авиапассажиров, контейнерах и прочих видах закрытой тары, так и в качестве мобильного детектора взрывчатых веществ для гуманитарного разминирования местности. Он может распознавать любые вещества, содержащие азот и углерод, включая гексоген и пластит, даже если они скрыты протяженными слоями различных материалов – металлов, воды, грунта и т.п. Но человека, конечно, им облучать нельзя».

В основе устройства лежит источник импульсного ионизирующего излучения – высокоэнергетичного гамма-излучения. При облучении им, скажем, багажа, содержащего взрывоопасные вещества (и/или природные наркотики), на ядрах азота и углерода образуются изотопы бора (12B) и азота (12N). Эти элементы обладают очень короткими временами жизни, менее 20 мс, что позволяет отделить сигналы от их распада от сигналов других радионуклидов, возникающих в облученном веществе.

А при наличии базы данных процентного соотношения в облученной таре азота и/или углерода можно не только определить наличие в нем взрывчатки, но и установить конкретный тип взрывчатого вещества.

И наконец, что особенно интересно в связи с последними событиями в московских аэропорту и метро, время досмотра одной единицы багажа с помощью разработанной установки составит всего 2 секунды. Есть над чем задуматься.

Подробнее о разработке:

  1. http://www.narkotiki.ru/mvd_3913.html
  2. http://www.electronics.ru/issue/2002/1/13
  3. http://www.nkj.ru/…ticles/4338/
  4. http://ru-patent.info/…2185614.html
Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 5 (6 votes)
Источник(и):

1. АНИ ФИАН-информ