Поведение бактерий поможет наладить связи между роботами

Израильские исследователи утверждают, что с точки зрения достижения целей микроорганизмы взаимодействуют друг с другом эффективнее любых других живых существ. Выявленные принципы можно имитировать в искусственных системах.

Группа учёных под руководством профессора Тель-Авивского университета (TAU) Эшеля Бен-Якоба построила компьютерную модель поведения бактерий. По версии исследователей, простейшие организмы не обладают продвинутыми технологиями ориентации в пространстве — в отличие от пчёл, рыб, птиц и других коллективных животных. Зато у них есть механизм страховки от ошибок.

corbis-crb002093.jpg Рис. 1. Микробы обращаются за помощью к товарищам только в том случае, если не могут справиться самостоятельно. (Фото Ted Horowitz / Corbis).

Он проявляется в том, что бактерии действуют в «стае» только тогда, когда их индивидуальные способы решения той или иной проблемы не увенчались успехом. В остальных случаях они пытаются работать сами, опираясь на имеющиеся у них молекулярные, химические и механические возможности.

Индивиды или подгруппы более развитых существ могут получить ложную информацию и привести себя и всю команду к гибели. Микробы же избегают подобных просчётов, поэтому в целом их выживаемость и способность к достижению цели, как это ни парадоксально, выше.

Израильские специалисты предлагают результаты своего моделирования тем, кто организует взаимоотношения между роботами либо другими участниками или элементами системы, в которой требуется комплексное взаимодействие.

Это позволит отказаться от сложных многоуровневых алгоритмов, применяемых в робототехнике и компьютерных технологиях.

Результаты работы опубликованы в онлайн-журнале PLoS Computational Biology.

1. Innovations Report