Пассивное курение провоцирует мутации в мужских половых клетках

Пассивное курение может приводить к генетическим мутациям в сперматозоидах и, возможно, к врожденным генетическим дефектам у потомства, установили американские и канадские ученые в ходе экспериментов на мышах.

Результаты исследования, проведенного Кэрол Яук (Carole Yauk) из исследовательского бюро Минздрава Канады и ее коллегами, были опубликованы в журнале Proceedings of National Academy of Sciences.

Авторы отмечают, что существует большое количество свидетельств негативного влияния курения на репродуктивные способности.

«Мужчины, которые курят, имеют высокий риск некоторых аномалий в сперме, включая пониженную подвижность, повреждения ДНК сперматозоидов, таких, как разрывы цепочек ДНК и хромосомные повреждения», – говорится в статье.

Хотя около 40% некурящих людей подвергаются воздействию табачного дыма, являясь пассивными курильщиками, о непрямом воздействии табака известно значительно меньше.

Дым, поступающий в организм человека при пассивном курении, представляет собой смесь из четырех тысяч различных веществ, из которых, по меньшей мере, 50 являются канцерогенными. Хотя различия в составе «пассивного» и «активного» табачного дыма невелики, некоторые из токсических и канцерогенных веществ имеют разную концентрацию.

Ученые провели эксперименты на мышах-самцах, в течение двух недель в специальных камерах подвергая их воздействию табачного дыма, на уровне, соответствующем активному или пассивному курению. Затем исследователи изучили сперму мышей, анализируя возникшие генетические мутации.

Как оказалось, и у активных, и у пассивных «курильщиков» был зафиксирована повышенная частота определенного типа генетических мутаций – тандемных повторов, когда отдельные фрагменты ДНК повторяются друг за другом. Вместе с тем, пассивное курение, в отличие от активного, не приводило к повреждению клеток костного мозга и клеток крови.

Ученые отмечают, что связь между тандемными повторами и мутациями в функциональных сегментах генома неясна, но полученные ими данные могут стать еще одним аргументом в пользу того, чтобы рассматривать пассивное курение как один из факторов, влияющих на репродуктивные способности и на здоровье потомства.

«Наши данные свидетельствуют, что пассивное курение может иметь далеко идущие последствия для репродуктивной сферы», – говорится в статье.