Открыта роль каннабиноидов в защите мозга от старения

Каннабиноидные рецепторы ранее были "застуканы" в возможности восстанавливать клетки кишечника (иллюстрация Nature).

Каннабиноидные рецепторы, способные связываться с другими веществами и запускать цепочку сигналов, являются частью механизма, предотвращающего раннее старение мозга. Об этом заявили биологи из университетов Бонна и Майнца.

Методами генной инженерии немецкие исследователи выключили каннабиноидные рецепторы 1 (CB1) у подопытных мышей. Существование этого рецептора, заметим, обуславливает опьяняющий эффект гашиша и марихуаны.

Для сравнения была использована контрольная группа обычных мышек. В обоих случаях испытаниям подвергались особи трёх возрастных групп — молодых (шесть недель), среднего возраста (пять месяцев) и преклонного возраста (1 год).

По информации ScienceDaily, для проверки способности к обучению и работы памяти биологи запускали мышей в лабиринт-бассейн с платформой, расположение которой нужно было запомнить и впоследствии разыскать вновь. Кроме того, в ряде опытов платформу перемещали, тестируя адаптацию животных к новым условиям опыта.

Мыши, лишённые CB1, справлялись с задачами хуже своих здоровых сородичей, при этом они выказывали ускоренный рост проблем в познавательной деятельности, ассоциируемых со старением, аналогично деменции у людей.

Также генетически изменённые зверьки демонстрировали потерю нервных клеток в гиппокампе, части мозга, важной для формирования и хранения информации. Кроме того, у них были отмечены воспалительные процессы в мозге.

sme.jpg Рис. 1. Авторы работы отмечают, что в работе клеток мозга мыши и человека, а также в их возрастных изменениях есть много общего. Потому нынешнее исследование — ещё один шаг к пониманию механизма старения и поиску путей воздействия на него (иллюстрация Universität Bonn).

Таким образом открылась целая картина участия CB1 и эндоканнабиноидов (вырабатываемых организмом естественным путём) в механизмах защиты мозга от преждевременного старения, сообщают экспериментаторы.

Но для раскрытия всех тонкостей такого взаимодействия ещё очень далеко, потребуются новые и новые опыты. Зато потом полученная информация пригодится в разработке «лекарств от старости».

Результаты нынешнего исследования опубликованы в статье:

Onder Albayram, Judith Alferink, Julika Pitsch, Anastasia Piyanova, Kim Neitzert, Karola Poppensieker, Daniela Mauer, Kerstin Michel, Anne Legler, Albert Becker, Krisztina Monory, Beat Lutz, Andreas Zimmer, and Andras Bilkei-Gorzo Role of CB1 cannabinoid receptors on GABAergic neurons in brain aging. – PNAS. – July 5 2011. – vol. 108. – no. 27. – P. 11256–11261; doi: 10.1073/pnas.1016442108.

1. Science Daily