Идентифицирована генетическая мутация, вызывающая шизофрению

Международный коллектив учёных во главе с профессором психиатрии Джонатаном Себатом из Медицинской школы при Университете Калифорнии в Сан-Диего (США) идентифицировал генетическую мутацию, строго связанную с мозговыми расстройствами.

Работа имеет огромное значение для нейробиологии в целом и для лечения шизофрении в частности. В некотором смысле это тот ген, обнаружения которого долгое время ждала фармацевтическая индустрия. Его активность может быть отрегулирована синтетическими пептидами, и некоторые из них уже созданы.

В предыдущем исследовании г-н Себат и медгенетик из Университета Вашингтона профессор Мэри-Клэр Кинг выявили редкие мутации на многих участках человеческого генома, приводящие к значительному увеличению риска развития шизофрении. Эти мутации состоят из вариаций числа копий (CNVs) — типа генетических вариаций, в которых число копий гена различно у разных людей. Работа неопровержимо доказала, что редкие генетические мутации вызывают шизофрению. Однако какие именно гены в этом задействованы, учёные тогда не определили.

shh.jpg Рис. 1. Шизофрения поражает 1% населения Земли. (Изображение Ration Works / Corbis).

В ходе нынешнего исследования сканировались CNVs в геномах 8 290 пациентов с диагностированной шизофренией и 7 431 здорового участника. В итоге была обнаружена устойчивая связь между многими участками генома. Важнейшим стало открытие того, что копии на кончике хромосомы 7q у больных шизофренией встречаются в 14 раз чаще, чем у здоровых. Эти вариации влияют на ген под названием нейропептидный рецептор VIPR2, который играет важную роль в развитии мозга: он помогает регулировать образование и активность нейронов. Эксперименты на мышах показали также, что VIPR2 имеет большое значение в поведенческих процессах.

Кроме того, профессор Себат и его коллеги, измерив экспрессию гена VIPR2 в кровяных клетках пациентов, выяснили, что испытуемые с мутациями имеют более высокий уровень экспрессии VIPR2 и повышенную активность рецептора.

Для справки: Шизофрения — это хроническое полиморфное психическое расстройство, связанное с дезинтеграцией процессов мышления и эмоциональных реакций. Считается, что шизофрению вызывают факторы окружающей среды и генетические причины. Этим недугом обычно болеет 1% населения Земли, или 10% тех, кто имеет ближайших родственников-шизофреников.

Результаты исследования опубликованы в статье:

Ryan E. Mills, Klaudia Walter, Chip Stewart, Robert E. Handsaker, Ken Chen, Can Alkan, Alexej Abyzov, Seungtai Chris Yoon, Kai Ye, R. Keira Cheetham, Asif Chinwalla, Donald F. Conrad, Yutao Fu, Fabian Grubert, Iman Hajirasouliha, Fereydoun Hormozdiari, Lilia M. Iakoucheva, Zamin Iqbal, Shuli Kang, Jeffrey M. Kidd, Miriam K. Konkel, Joshua Korn, Ekta Khurana, Deniz Kural, Hugo Y. K. Lam et al. Mapping copy number variation by population-scale genome sequencing. – Nature 470, 59–65 (03 February 2011) doi:10.1038/nature09708; Published online 02 February 2011.

1. PhysOrg