ФЗ-94 поправят по существу

-->

Федеральный закон № 94, по которому производятся все государственные закупки в стране – от карандашей и мерседесов для госслужащих до уникальных приборов для научных лабораторий, наконец поправят не косметически, а по существу. Об этом во вторник, 22 февраля, на правительственном часе в Государственной Думе заявила министр экономического развития Эльвира Набиуллина.

По её словам, уже фактически подготовлена новая концепция закона, описывающая полный цикл приобретения товаров для государственных нужд. В чём её принципиальное отличие от прежней, министр не уточнила, сказав лишь, что опираться новый закон будет на принцип эффективности госрасходов, который, кстати, играет не последнюю роль и в нынешней редакции. Напомним, учёные давно критикуют ФЗ-94 именно за его основополагающий принцип – экономию, который создаёт массу бюрократических препятствий при покупке нужного оборудования и порой вынуждает заказчика от науки делать выбор в пользу более дешёвых и отнюдь не самых удобных с точки зрения эксплуатации и последующей продуктивности приборов. Порадует ли обновлённый закон учёных, сказать сложно. До сих пор поправки к ФЗ-94 коренным образом ничего не меняли для науки.

Кроме изменений злосчастного закона, Минэкономразвития озабочено решением задачи по диверсификации экспорта. Этот процесс, по словам г-жи Набиуллиной, начнётся с перераспределения инвестиций, которые сегодня в основном стекаются в топливно-энергетический комплекс, в пользу перерабатывающих отраслей.

В частности, для инвестирования компаний в НИОКР будут созданы новые стимулы. Правда, обратим внимание, что в этой области правительство ведёт себя непоследовательно. С начала этого года была поднята ставка отчислений в страховые фонды с 26 до 34 процентов, что, по мнению многих экспертов, неизбежно повлечёт за собой отток вложений предприятий в рисковые проекты, к которым в первую очередь относятся проекты в области НИОКР. Теперь правительство идёт на попятную: разрабатывает «меры, позволяющие изменить конструкцию страховых платежей». В пользу инновационного развития предполагается также изменить налоговую политику, возложив наибольшую нагрузку на недвижимость и имущество, а также на производство алкогольных и табачных изделий.

А вот работа над научно-технологическими проектами будет поддерживаться по-прежнему – посредством ведомственных Федеральных целевых программ и фондов. Новое в этой сфере – воссоздание некогда увядшего Российского фонда технологического развития, который будет ориентирован на работу со «средними проектами». Как пояснила Эльвира Набиуллина, средние проекты – это те, объёмы финансирования которых превышают бюджеты работ, поддержанных Фондом содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере и недотягивают до бюджетов проектов крупных государственных программ.

В целом, по словам министра экономического развития, анализ итогов начала года не даёт повода для большой радости – модернизация ещё не началась или, вернее, не проявила себя в цифрах. Продолжает расти потребление импортных товаров; сохраняется жёсткая привязанность экономики к доходам от сырьевого экспорта в медленно развивающиеся страны Европы, которые, в свою очередь, имеют большие внешние долги: это в среднесрочной перспективе может в очередной раз здорово подорвать российскую экономику. Таким образом, задача, которую сегодня ставит перед собой российское правительство, – привести в действие уже имеющиеся законодательные и институциональные механизмы модернизации экономики и, как выразился кто-то из депутатов, «не заболтать модернизацию, как когда-то заболтали демократию».

Автор: Наталья Быкова

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 3 (2 votes)
Источник(и):

Strf.ru