Электромобили на основе космических технологий

-->

12 апреля 2011 года, в День космонавтики и 50-летия первого космического полета Юрия Гагарина, в МВЦ «Крокус Экспо» открылась Международная выставка-форум «Инновации и технологии». В составе экспозиции РКК «Энергия» имени С.П. Королева на выставке представлены экобус «КОМПОМАШ-СОЛЛЕРС» и электромобиль ЛЭТС-500 VIP. Научно-консалтинговая корпорация «КОМПОМАШ», как уже сообщалось, планирует организовать в особой экономической зоне «Дубна», в рамках проекта наноцентра, исследовательский центр и производство суперконденсаторов нового поколения на базе наноструктур, используемых в электротранспорте.

Вторая международная выставка-форум «Инновации и технологии» организована без участия государственных органов, то есть инициативно, и я с удовольствием вижу в числе партнеров этой выставки мое родное «Технилище» – МГТУ имени Баумана и Ракетно-космическую корпорацию «Энергия», сотрудничество с которой позволило нам использовать в создании электромобилей материалы и технологии, которые в свое время были разработаны для проекта «Энергия-Буран», – отметил генеральный директор научно-консалтинговой корпорации «КОМПОМАШ» доктор технических наук Анатолий Долголаптев. – Наши два электромобиля стоят поэтому именно в космической экспозиции, не просто на выставке транспорта. И над нами висит плакат: РКК «Энергия», 50 лет полета в космос Юрия Гагарина. Такое совпадение по времени выставки и юбилейных мероприятий служит прямым подтверждением, что любое развитие, в любой сфере – ракетной, ядерной, авиационной, даже в интересах обороны, это общее развитие.

dubna-dolgolaptev_innotech_0.jpgАнатолий Долголаптев у экспозиции нового электротранспорта.

Именно по канонам проектирования космической техники в свое время была сформулирована задача: нужно сделать, чтобы и технические, и экономические показатели нового транспорта сделали его конкурентоспособным в сравнении с транспортом обычным, с двигателями внутреннего сгорания. Эта задача сегодня решена, и только потому, что мы использовали для создания нового энергетического комплекса автомобиля самые высокие достижения, родившиеся в космической и атомной отраслях. В частности, появились суперконденсаторы – накопители энергии торможения, которые снижают энергопотребление на 40% и на столько же снижают стоимость батареи, а она определяет стоимость автомобиля. Применены материалы, разработанные в проекте «Энергия-Буран», в частности, углеродная фольга и ряд других материалов, которые позволили впервые реализовать именно такой тип конденсатора (а он наиболее эффективный – кислотный) с расчетом на большой цикл работы.

Второе, что в свое время было разработано по программе «Энергия-Буран», – новые постоянные магниты неодим-железо-бор. Мы сегодня их используем, но покупаем в Китае. До сегодняшнего дня машины с постоянными магнитами наиболее перспективны, и у нас получилась удачная реализация в виде мотор-колес. Конечно, не обошлись мы и без новейших информационных технологий, потому что управлять сегодня такими системами можно только с их помощью, когда, например, состояние каждого колеса электромобиля фиксируется системами измерения, а потом это обсчитывается процессорами для любых вариантов движения, в том числе и аварийных – заносов и т.д.

Вот это все в сумме – высокие технологии, материалы самого высокого уровня, нанотехнологии, информационные технологии – и дало результат. Кооперация сложная: очень много разных коллективов работали, в том числе из СНГ (к примеру, до сих пор лучшие системы управления электроприводов делаются в Одессе). Вне всякого сомнения, участие выдающегося космического конструктора Вячеслава Михайловича Филина как главного конструктора всей системы электромобиля позволило применить великую королевскую систему проектирования в нашем проекте. (Напомню, что там главное, между прочим, не техника, а умение работать с людьми: четкое разделение ответственности, без пограничных зон, четкие сроки, помощь в любой ситуации, если она необходима, и безжалостность по отношению к «нарушителям конвенции», с товарищеским презрением – это, наверное, самое страшное, что может представить себе инженер.) Это позволило сделать проект, на мой взгляд, очень быстрым по исполнению, глубоким по содержанию и очень перспективным по рыночным результатам.

Планируется, что 25 апреля мы будем докладывать наш проект в Сколково председателю наблюдательного совета, Президенту России Д.А. Медведеву.

А сохраняются ли Ваши планы по взаимодействию с Дубной?

Мы по-прежнему связываем с Дубной перспективы своего развития. Сейчас у нас появляется стратегический партнер-инвестор, его интересует конденсаторная тематика – как мощнейшая боковая ветвь проекта. Поэтому создание исследовательского центра и производства в особой экономической зоне «Дубна» – это вопрос, который получит свое развитие в ближайшие дни и недели. Все остальное в Дубне тоже умеют делать – будем разбираться, кто захочет участвовать в этом проекте.

13 апреля в рамках деловой программы форума «Инновации и технологии»-2011 состоятся доклады специалистов РКК «Энергия» и партнеров корпорации. Генеральный директор ЗАО «Инкар-М», одного из участников коллаборации по созданию вышеназванных электромобилей, Олег Дашко выступит с докладом «Экологически чистый транспорт», а советник президента РКК «Энергия» Вячеслав Филин представит доклад авторского коллектива «Накопители энергии большой емкости для объектов космической техники и народного хозяйства».

dubna-kompomash-sollers.jpgЭкобус «КОМПОМАШ–СОЛЛЕРС» вызывал самый живой интерес у посетителей выставки.

Фото Юрия Нехаевского.

Новости ОЭЗ «Дубна»

Пожалуйста, оцените статью:
Ваша оценка: None Средняя: 4.8 (4 votes)
Источник(и):

Dubna-oez.ru