Даже маленькая рана может привести к раку кожи

Раны могут позволить определённым типам мутировавших клеток мигрировать на поверхность кожи, вызывая опухоли у людей, предрасположенных к раку.

Учёные связывали с ранами несколько видов рака. К примеру, ранение, полученное на поле боя, способно привести к опухоли под названием язва Марджолина, а раком «кангри» страдают некоторые жители Кашмира из-за ожогов, вызываемых грелкой. Но до сих пор никому не удавалось показать, как именно возникает опухоль при механическом повреждении кожи.

3862885955_5f7a245b49_o.jpg Рис. 1. Брейтесь аккуратно! (Фото gurana).

Санни Вонг и Джереми Рейтер из Калифорнийского университета в Сан-Франциско (США) изучали базально-клеточный рак (самый распространённый вид рака кожи) на примере мышей. Считается, что опухоль возникает из-за повреждения солнечными лучами эпидермиса, верхнего слоя кожи. Замечено, что базальная карцинома имеет ряд особенностей, сходных с чертами стволовых клеток, которые, напротив, залечивают кожу. Так, раковые клетки растут медленно и иногда могут превращаться в другие типы клеток. Это натолкнуло исследователей на мысль о том, что стволовые клетки могут способствовать формированию таких раковых новообразований.

Для проверки гипотезы учёные активировали так называемый сглаженный онкоген (Smoothened, SMO) в стволовых клетках кожи вблизи волосяных фолликулов мышей, но к увеличению скорости роста опухоли это не привело. Тогда после активации онкогена они удалили небольшой участок кожи на спине. И в этом месте развилась опухоль, напоминающая базальную карциному.

Санни Вонг и Джереми Рейтер установили, что стволовые клетки с мутациями в генах оставались возле фолликулов, в нижних слоях кожи, пока мышам не наносилось ранение. После этого клетки мигрировали в верхние слои кожи, чтобы исправить повреждения, но, находясь там, они нарушали биохимический сигнальный путь, который связан с развитием базального рака, а потому становились семенами злокачественной опухоли.

Более того, клетки были в состоянии сеять рак в течение пяти недель после активации онкогена и даже в случае очень небольшой раны. Исследование также показывает, что после повреждения ДНК в стволовых клетках кожи мутировавшие клетки могут оставаться спокойными в течение многих лет, пока рана не побудит их к действию.

Другие учёные напоминают, что в большинстве случаев базальная карцинома не развивается в местах травм, а потому открытие имеет ограниченное значение.

«Безусловно, всё это не является основным механизмом формирования базального рака у людей», — подчёркивает Сабина Вернер из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе.

Результаты исследования опубликованы в статье:

Sunny Y. Wong and Jeremy F. Reiter Wounding mobilizes hair follicle stem cells to form tumors. – Proceedings of the National Academy of Sciences.  – doi: 10.1073/pnas.1013098108; PNAS February 14, 2011.

1. Nature News