Бизнес-ангел не летит

Сегодня эксперты оценивают стоимость создания университета мирового уровня в России примерно в 0,5 млрд долларов, что несравнимо с отечественными объемами финансирования. В то же время, согласно проекту «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года», сектор «экономики знаний» составит к концу этого времени 17–19 процентов от ВВП вместо текущих 10,9. Одновременно с этим доля нефтяного сектора должна снизиться с 18,7 до 10–12 процентов. Все эти цифры активно обсуждали на III Международном молодежном инновационном форуме «Интерра-2011» на прошлой неделе в Новосибирске.

Согласно прогнозам «Роснано», к 2015 году только в отечественной наноиндустрии будет 400–500 тысяч занятых. И это при том, что стоимость рабочего места в наукоемких отраслях составляет десятки тысяч долларов.

«Естественно, для "экономики знаний» потребуются работники совсем другого уровня, нежели те, что у нас есть сейчас, – говорит генеральный директор Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник. – Но готова ли к решению этой задачи наша система образования? Например, для большинства университетов мирового класса доля аспирантов в общем числе обучающихся превалирует. Так, в Гарварде этот показатель равняется 59 процентам, в Стэнфорде – 64, Массачусетском технологическом институте – 60, Лондонской школе экономики – 51, пекинском университете – 53. В российских институтах эта цифра не в пример меньше".

«В США из 5 тыс. вузов около 300 можно отнести к категории исследовательских, из них 30 относятся к лучшим университетам мира, – отметил директор по развитию "Лиотех» Игорь Чапаев. – В Великобритании не менее 10 таких университетов, в Японии – 5. При этом наши лучшие вузы, например МГУ, чувствуют себя в мировых рейтингах далеко не комфортно. Результат этого плачевен: например, российская электронная промышленность сегодня – это 2,5 тыс. предприятий, на которых работают 360 тыс. сотрудников. Это примерно столько же, сколько в Южной Корее, Германии, Израиле или на Тайване. Однако эффективность отечественных предприятий во много раз ниже. Кроме того, общая доля электронных предприятий составляет всего 2–3 процента от общего числа промышленных предприятий страны. На мировом рынке доля России не превышает 1 процент".

На «круглом столе» «Идеальная среда для успешной реализации инновационного проекта» члену экспертного совета по внешней политике Совета Федерации РФ Владимиру Лепскому задали вопрос о том, стала бы родиной Google Россия, если бы родители ее основателя Сергея Брина не уехали в США?

«Да, если бы он нашел единомышленников во время учебы и получал стипендию Национального научного фонда, имел свободный доступ к компьютерам и к профессиональной консультации профессоров Стэнфордского университета, – заявил г-н Лепский. – Потом российский бизнес-ангел должен был дать ему чек на 100 тыс. долларов "под идею», а еще через год два венчурных фонда предоставили его компании 25 млн долларов на развитие. Потом были нужны выход на мировой рынок и соглашения с крупнейшими рекламодателями, получение нового капитала за счет IPO, квалифицированные сотрудники и доступ к новейшим технологиям. И тогда Россия бы получила компанию с оборотом в 21,7 млрд долларов, создавшую более 10 тысяч рабочих мест, а в российский бюджет пошли бы 1,6 млрд долларов налогов, которые сегодня пополняют бюджет США".

В ходе «круглого стола» участники также затронули проблему воровства идей и нелегального использования чужих патентов. Эксперты форума предложили решение этой проблемы через более тщательную проработку бизнес-составляющей всего проекта.

«Патент – продукт скоропортящийся, – подчеркнул директор "БиоИстЭн» Сергей Вильчек. – Срок годности «свежего» патента – 30 месяцев. Необходимо ежегодно платить за его поддержание и в течение этого срока перевести его на международный уровень. Это значит – в каждой стране провести патентование, затратив дополнительные (причем немалые!) средства, и таким образом подтвердить право на него. Иначе патент становится, что называется, всенародным достоянием в той стране, где этот патент не получен. Например, нет патента в Китае или США – и те же китайцы или американцы спокойно будут им пользоваться, не платя ни копейки изобретателю. Именно поэтому я советую начинающим изобретателям по максимуму подготовиться к старту проекта и только потом подавать заявку на патентование. Можно готовить новый проект и одновременно искать потенциальных заказчиков, потребителей и партнеров. Надо выбирать момент для подачи заявки, потому что после будет уже поздно – пойдет отсчет времени против изобретателя. Искусство запуска проекта – правильно выбрать стартовую позицию".

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Российская газета