Золотые наночастицы борются с раком

Золотые наночастицы.

Исследователи из MIRA – Института биотехнологий и технической медицины Университета Твенте (Голландия) разрабатывают методы обнаружения и лечения опухолей с помощью частиц золота, размер которых не превышает нескольких нанометров. Суть идеи в том, что белки (антитела) приклеиваются к наночастицам золота и обеспечивают контакт частиц золота с опухолью.

Еще далеко до внедрения метода в клиническую практику, но ученым удалось сделать несколько важных открытий, говорит исследователь Шрианг Манохар (Srirang Manohar). Он и его коллеги в этом году уже опубликовали три статьи, посвященные этим исследованиям.

Конечная цель исследования, проводимого Шрианг Манохаром и Тоном Ван Лиювеном (Ton van Leeuwen) из Группы биомедицинской фотонной визуализации, – использовать золотые наночастицы для выявления и уничтожения опухолей.

Для этого они используют золотые наностержни длиной примерно 50 нанометров – в тысячи раз меньше толщины человеческого волоса. Антитела прикрепляются к золотым стержням и обеспечивают прикрепление золотых частиц к раковым клеткам. Золотые частицы, прилипшие к опухоли, позволяют выявить опухоль при помощи существующих фотоакустических методик. А поскольку золотые частицы быстро нагреваются при попадании на них инфракрасного света, они могут разрушать опухоли.

Однако, чтобы добиться успеха, нужно соблюсти ряд важных условий. Например, золотые стержни должны быть синтезированы таким способом, чтобы их было легко обнаружить, они поглощали свет нужной длины, были безопасны для организма и могли оставаться в нем достаточно долгое время, чтобы оказать необходимый эффект. Некоторые из этих препятствий уже преодолены в ходе научных исследований, информация о которых была опубликована в этом году в ведущих научных журналах.

Золотые стержни имеют тенденцию склеиваться. Чтобы это предотвратить, на стадии производства к частицам добавляется слой ЦТАБ (цетилтриметиламмония бромида). Но этот материал опасен для организма, потому что он уничтожает и здоровые клетки. Ученые MIRA заменили его безвредным полиэтиленгликолем (ПЭГ). Этот материал не только препятствует образованию стержневых сгустков, но и оставляет их невидимыми для иммунной системы, чтобы они могли определить местонахождение и приклеиться к опухолевым клеткам. Ученые MIRA также провели первое крупномасштабное исследование, показавшее, что частицы остаются в организме достаточно долго, чтобы их можно было использовать для обнаружения и/или разрушения раковых клеток.

Статьи ученых на эту тему:

1. Constantin Ungureanu, Arjen Amelink, Raja G. Rayavarapu, Henricus J. C. M. Sterenborg, Srirang Manohar and Ton G. van Leeuwen Differential Pathlength Spectroscopy for the Quantitation of Optical Properties of Gold Nanoparticles. – ACS Nano, 2010, 4 (7), pp 4081–4089. – DOI: 10.1021/nn1009165; Publication Date (Web): June 17, 2010.
  2. Daniëlle Lankveld, Raja Rayavarapu, Petra Krystek, Agnes Oomen, Hennie Verharen, Ton van Leeuwen, Wim de Jong and Srirang Manohar Blood clearance and tissue distribution of pegylated and non-pegylated gold nanorods after intravenous administration in rats. – Nanomedicine.
  3. Raja G Rayavarapu, Wilma Petersen, Liesbeth Hartsuiker, Patrick Chin, Hans Janssen, Fijs W B van Leeuwen, Cees Otto, Srirang Manohar and Ton G van Leeuwen In vitro toxicity studies of polymer-coated gold nanorods. – Nanotechnology. – 21. – 145101; doi: 10.1088/0957–4484/21/14/145101.

По материалам