За год Минобрнауки подготовило 21 законопроект

-->

Статс-секретарь – заместитель министра образования и науки Иван Лобанов ознакомил журналистов с законодательными инициативами ведомства. С начала 2010 года Министерство образования и науки РФ подготовило 21 проект федеральных законов, два из которых уже подписаны президентом РФ, четыре приняты Государственной Думой в первом чтении, три внесены в правительство России, остальные находятся на стадии обсуждения, доработки или согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Один из законопроектов закрепляет право негосударственных образовательных учреждений (среднего и высшего профессионального образования) «получать бюджетное финансирование» всех уровней.

То же – по другому законопроекту – касается дошкольных образовательных учреждений, уточнил Иван Лобанов.

Проектом ещё одного федерального закона, прошедшего в Думе первое чтение, вводится институт общественных наблюдателей за проведением ЕГЭ, правда, определять, какое учебное заведение может посетить тот или иной человек, будет отдел образования, в который он обратится.

Госдума, по словам замминистра, приняла в первом чтении проект федерального закона, которым в статью 11 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вносится поправка, увеличивающая срок обучения в очной аспирантуре до четырёх лет, а в заочной – до пяти лет. Это нововведение будет касаться отдельных специальностей технических и естественных отраслей наук.

strf-lobanov300.jpgИван Лобанов: «У нас существует 14 наукоградов,
и под те критерии, которые мы предлагаем ввести,
некоторые из них, если они не изменят показатели,
могут не подойти»

Подписанным президентом 215-ФЗ введена норма, согласно которой педагогические работники образовательного учреждения получают право проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации не реже, чем один раз в пять лет.

Минобрнауки считает целесообразным изменить механизм присвоения и сохранения статуса наукограда. По словам Ивана Лобанова, «у нас существует 14 наукоградов, и под те критерии, которые мы предлагаем ввести, некоторые из действующих наукоградов, если они не изменят показатели, могут не подойти». Такими показателями предлагается считать среднюю численность работников в организациях научно-производственного комплекса (НПК), занимающихся наукой и инновациями, к средней численности проживающих в наукограде (не менее 20 процентов); численность исследователей в НПК также не должна быть меньше 20 процентов. Отношение объёма производимой в наукограде высокотехнологичной продукции к общему объёму продукции фиксируется на уровне не менее 50 процентов. И четвёртый критерий – не менее 50 процентов должна составлять балансовая стоимость НПК к балансовой стоимости всех предприятий наукограда. Согласно законопроекту, статус наукограда будет присваиваться бессрочно, но при подтверждении его каждые десять лет.

Вторая часть брифинга в Минобрнауки была посвящена подготовленному министерством проекту нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который вынесен на общественное обсуждение. Как известно, действующий сейчас одноимённый закон был принят в 1992 году, и с тех пор в образовании – начальном, среднем и высшем – произошло немало изменений, вызванных и потребностями в усовершенствовании образовательных процессов внутри страны, и стремлением интегрироваться в европейское образовательное пространство (присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году). Соответственно, в закон вносилось большое количество поправок, которое, по мнению замминистра, уже «превышает критический объём».

Проект нового закона Иван Лобанов назвал «системным документом», который «описывает все происходящие в образовании процессы», а также «выстраивает перспективу» в соответствии с потребностями инновационной экономики. Он будет способствовать интеграции образовательной и научно-технической деятельности, апробации и использованию новых образовательных технологий.

В сфере высшего профессионального образования, как сказал замминистра, «назрела необходимость унификации типологии образовательных организаций».

Законопроектом предусматривается закрепить трёхступенчатую систему высшего профессионального образования: колледж (бакалавриат), институт (бакалавриат и специалитет), университет (бакалавриат, специалитет, магистратура). «Докторантура переходит из уровня образования в подготовку научных кадров», – пояснил Лобанов.

В проекте закона предполагается закрыть правовые пробелы в сфере дошкольного, начального и среднего образования, а также в сфере дополнительного образования. По словам директора Департамента правового обеспечения деятельности Минобрнауки Марины Лукашевич, участвовавшей в брифинге, «из вопросов дошкольного образования выделяется присмотр и уход за детьми». Кроме того, экстернат не будет считаться формой обучения – «это статус обучающегося, который прикрепляется к образовательной организации для того, чтобы пройти итоговую (или промежуточную) аттестацию», уточнила она.

Дабы заложенные в этом проекте закона правовые механизмы заработали эффективно, потребуется внести поправки в более чем 50 действующих законодательных актов, в том числе в Бюджетный, Жилищный и Уголовный кодексы.

В настоящее время законопроект проходит стадию обсуждения в образовательных учреждениях, научных организациях и общественных объединениях, и в него уже предложено внести более 600 поправок, сообщил Иван Лобанов. В начале октября проект документа рассмотрит Российский союз ректоров, 13 октября состоятся парламентские слушания в Госдуме. Предполагается обсуждение и в Общественной палате РФ. После согласования в правительстве проект нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вероятно, в начале следующего года будет официально внесён на рассмотрение в нижнюю палату парламента.

Автор: Анна Горбатова Σ

Пожалуйста, оцените статью:
Пока нет голосов
Источник(и):

Strf.ru