Выявлен ген импульсивности

Возвращается муж из командировки... Станешь тут импульсивным!

Сотрудники Национального института злоупотребления алкоголем и алкоголизма (США) и их коллеги выявили генную мутацию, отвечающую за импульсивное поведение.

Мутация найдена пока только у горячих финских парней, которые были выбраны в связи с тем, что эта человеческая популяция сильнее изолирована по сравнению с другими народами и, соответственно, имеет меньше «чужих» генетических мутаций.

В эксперименте принимали участие 96 преступников и столько же законопослушных граждан. Особое внимание исследователи уделяли четырнадцати генам, которые связаны с нейромедиаторами дофамином и серотонином, поскольку известно, что с импульсивным поведением коррелирует низкий уровень серотонина. Кроме того, существует гипотеза о наследственном компоненте различных нарушений, частью которых является импульсивность, — например, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью.

Искомая мутация обнаружена в гене HTR2B, который содержит инструкции для рецепторов серотонина. Последние расположены повсюду в головном мозге, но особенно часто встречаются в лобной доле, где сконцентрированы нити управления самоконтролем. Мутация выступает в роли генетического кода, который останавливает транскрипцию гена и предотвращает экспрессию рецептора серотонина.

Эта мутация встречалась у семнадцати преступников — в три раза чаще, чем у обычного населения. Тем не менее учёные предупреждают, что мутация сама по себе не является причиной импульсивности, но находится в одном ряду с такими факторами, как половая принадлежность, употребление алкоголя и стресс. Если экстраполировать эти данные на всю Финляндию, получится, что там живут 100 тыс. человек с мутацией, но далеко не каждый из них становится правонарушителем.

Изучавшиеся заключённые совершили в среднем по пять преступлений на брата; в 94% случаев они находились под воздействием алкоголя. Обычно они не планировали свои действия, чаще всего это был неадекватный ответ на то или иное действие.

Кроме того, установлено, что 70% участников экспериментальной группы имели суицидальные настроения.

После всего этого учёные вывели генетически модифицированных мышей с соответствующей мутацией. Грызуны демонстрировали более импульсивное поведение при встрече с незнакомыми объектами или обстоятельствами, а также имели, как и люди, более высокий уровень тестостерона.

Результаты исследования опубликованы в статье:

Laura Bevilacqua, Stéphane Doly, Jaakko Kaprio, Qiaoping Yuan, Roope Tikkanen, Tiina Paunio, Zhifeng Zhou, Juho Wedenoja, Luc Maroteaux, Silvina Diaz, Arnaud Belmer, Colin A. Hodgkinson, Liliana Dell’Osso, Jaana Suvisaari, Emil Coccaro, Richard J. Rose, Leena Peltonen, Matti Virkkunen & David Goldman A population-specific HTR2B stop codon predisposes to severe impulsivity. – Nature. – 2010. – 468. — P. 1061–1066; doi:10.1038/nature09629, Published online 22 December 2010.

1. livescience.com